Перевозчики просят власти не закрывать погранпереход Койдула. Вместе с закрытием перехода в Ивангороде это будет транспортный коллапс с многодневными очередями, предупреждают представители логистического рынка.
- На Койдула приходится 40% экспортных автомобильных потоков Эстонии. Foto: Вяйну Розенталь
«Эстония может быть практически отрезана от торговых и транзитных путей и реально оказаться на обочине Европейского Союза», – считает гендиректор Garant Trans Игорь Рабцевич. Он инициировал обращение участников рынка в Ассоциацию международных автоперевозчиков Эстонии (ERAA).
О том, что пограничный переход между Эстонией и Россией в Койдула может быть закрыт, в мае
заявил министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс. Вопрос встал перед правительством из-за падения грузопотока на российском направлении из-за санкций. Число пересечений границы на востоке, по его словам, сократилось на 80%, если сравнивать с доковидными показателями, и на 50% в Южной Эстонии. Поэтому можно сэкономить государственные деньги, прекратив обеспечивать работу погранпункта.
Грузопоток действительно сократился, подтверждают перевозчики-собеседники ДВ. По их оценкам, на 40% по сравнению с предыдущим годом. Из-за нехватки грузов рынок проседает – цены на перевозки снижаются.
Если правительство примет решение закрыть Койдула, то у Эстонии может остаться только один пропускной пункт в Россию из нынешних трех – Лухамаа. Ведь российские власти со своей стороны намерены закрыть на ремонт переход в Ивангороде, что приведет к автоматическому закрытию перехода в Нарве.
Этого может быть недостаточно, считают грузоперевозчики, опрошенные ДВ. Только недавно из-за неразберихи с электронной очередью на пересечение границы были огромные очереди, если мосты Нарва и Койдула будут закрыты, то очереди окажутся еще больше – на много дней, предупреждает председатель правления крупного эстонского грузоперевозчика Jupiter Plus Евгений Сидоров. Он также подписал обращение в ERAA и считает, что нужно довести мнение перевозчиков до сведения Министерства экономики и коммуникаций.
«Сейчас, когда в Польше из 4 погранпереходов в Беларусь работает только один, все эти грузы идут через Эстонию и Латвию», – комментирует Рабцевич. Это несанкционные товары для России – продукты питания и сырье для него, детское питание и пр. А также различные грузы для транзита через Россию в третьи страны – Казахстан, Киргизию, Армению, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Грузию и др.
На Койдула, по оценкам Сидорова, приходится 40% всего исходящего из Эстонии грузопотока.
Лухамаа, по его словам, просто не справится с такой нагрузкой. «Вопрос в эффективности. Если бы у нас пропускали по 300 машин в день, можно было бы оставить и один. Но по факту сейчас 40-50 автомобилей», – уточнил Рабцевич.
Мы просто станем неконкурентоспособными по сравнению с латышскими, литовскими и польскими перевозчиками, и многие фирмы обанкротятся, а люди останутся без работы и вынуждены будут пойти на биржу по безработице.
Игорь Рабцевич
гендиректор Garant Trans
Проблема еще и в том, что не все товары можно провозить через Лухамаа. «Например, алкогольные напитки нельзя», – уточняет Рабцевич. Тогда все они поедут в объезд Эстонии.
«Транспортный бизнес Эстонии потеряет значение, а это, в свою очередь, приведет к падению экономики Эстонии – люди потеряют работу и попадут в Кассу по безработице», – считает владелец Väike-Maarja Auto Алексей Аниссин, он также подписал обращение. Уже сейчас потерявших работу в перевозках столько, что видны проблемы в транспортном бизнесе.
Ответ ДВ начальника отдела пограничной охраны и миграционной политики Министерства внутренних дел Янека Мяги:
Министерство заказало экспертный анализ возможных последствий закрытия пограничного перехода Койдула. Его результаты будут получены поздней осенью.
Кроме того, мы обратились в другие министерства, чтобы узнать их позицию по этому вопросу.
Решения будут приняты с учетом полученных ответов и результатов анализа. На данный момент ничего не решено.
Ассоциация международных перевозчиков сейчас работает над составлением собственного заключения и направит его в государственные органы, ответил ДВ руководитель ERAA Эрмо Перолайнен.
Похожие статьи
Руководительницей компаний автобусных и грузовых перевозок Юлия Герасымива оказалась в 18 лет, и ей пришлось управляться с 30-ю водителями в разгар кризиса 2008-го года. Теперь она нанимает только женщин. О том, как оборот ее компаний достиг 8 миллионов евро в год и все мечты сбылись, предпринимательница рассказала в передаче «Деловые люди».
Грузоперевозчики в Ида-Вирумаа, в основном, ориентированы на рейсы в Россию. Но международная ситуация теперь заставляет постоянно искать новые пути.
Автомобильный пункт пропуска в Ивангороде закроют для проезда транспорта не раньше лета, в Министерстве транспорта РФ говорят, что рассчитывают заключить контракт на работы в июне этого года, сама реконструкция в таком случае начнется, скорее всего, в августе.