Полностью запретить вещание российских каналов, признанных в Эстонии «угрозой безопасности», через интернет вряд ли получится, признают в Департаменте защиты прав потребителей и технадзора: «Выяснение IP-адресов всех возможных платформ было бы чрезвычайно трудоемким».
- Российское центральное телевидение. Иллюстративное фото. Foto: Scanpix
Департамент защиты прав потребителей и технического надзора (TTJA), ответственный за блокировку части российских ТВ-каналов, полагает, что «важнейшая и фундаментальная» часть их трансляции в Эстонии прекращена. При этом в ведомстве признают, что трансляцию каналов через интернет, в частности при помощи технологий IPTV и OTT, побороть было бы слишком сложно.
«В современном открытом информационном обществе очень сложно полностью ограничить информацию, так как существует множество способов ее распространения, начиная с Интернета и заканчивая различными сервисными площадками... Выяснение IP-адресов всех возможных платформ было бы чрезвычайно трудоемким», – отметила в комментарии ДВ руководитель Службы по вопросам информационного общества департамента Хелен Рохтла.
В технадзоре признают, что использование интернет-телевидения с пакетами, включающими заблокированные каналы в Эстонии, вероятно, выросло на фоне ограничения их легальной трансляции. В ведомстве указывают, что частное использование и настройка IPTV не запрещены.
При этом в ведомстве подчеркивают, что популярность и авторитет российских каналов у населения снизился, а значительная часть аудитории перешла к эстонскому русскоязычному телеканалу общественного вещания ETV+.
Статистика просмотра телеканала ETV+ показывает удвоение аудитории телеканала с февраля: в феврале 1,4%, в ноябре 2,7%. Стоит также отметить, что проведенный по заказу Госканцелярии опрос общественного мнения показывает, что значимость российских телеканалов как источника информации снизилась с 27% в апреле до 10% в ноябре. Надежность российских каналов как источника информации с февраля также имеет тенденцию к снижению.
Хелен Рохтла
руководитель Службы по вопросам информационного общества TTJA
«Статистика просмотра телеканала ETV+ показывает удвоение аудитории телеканала с февраля: в феврале 1,4%, в ноябре 2,7%. Стоит также отметить, что проведенный по заказу Госканцелярии опрос общественного мнения показывает, что значимость российских телеканалов как источника информации снизилась с 27% в апреле до 10% в ноябре. Надежность российских каналов как источника информации с февраля также имеет тенденцию к снижению», – говорит Хелен Рохтла.
При этом эстонские лицензированные операторы телевизионного вещания говорят, что на «черный» и «серый рынок» в этом году ушли десятки тысяч русскоязычных семей Эстонии. В компании STV число телезрителей, смотрящих заблокированные российские каналы с помощью технологий IPTV и OTT, оценивают как минимум в 100 000 человек. Легальные эстонские предприниматели теряют значительную долю русскоязычного рынка телевещания, уверены в руководстве оператора.
Департамент с 25 февраля приостановил трансляцию в Эстонии телеканалов РТР Планета, НТВ Мир, НТВ Мир Балтика, Россия 24, Беларусь 24, ТВ Центр Интернэшнл и РБК, увидев в них угрозу национальной безопасности.
Под европейские санкции попадает несколько иной набор каналов. Санкционное постановление Совета Европы No 833/2014 нарушают те, кто помогает телезрителям с налаживанием трансляции каналов семейств Russia Today, Россия РТР/РТР Планета, Россия 24, ТВ Центр Интернэшнл ТВ. Статья 2f постановления прямо запрещает подключение к этим каналам в том числе через интернет и приложения.
Похожие статьи
У дома останавливается автомобиль, водитель достает из багажника антенну и ТВ-приставку, которую передает клиенту. Иногда он же сразу и подключает оборудование. Оплата строго наличными: никаких счетов или чеков. Контакты продавцов передаются из уст в уста и в социальных сетях. Примерно так выглядит продажа устройств для ретрансляции запрещенных в Эстонии российских телевизионных каналов.
В направленных Министерством экономики и коммуникаций изменениях к закону об электронной связи предлагается передать решение всех вопросов рынка связи в руки Департамента технического надзора (Tehnilise Jarelvalve Ameti — TJA). Ранее эти функции распределялись между Департаментом конкуренции и TJA.