В Эстонии предстал перед судом латвийский миллионер Евгений Гомберг, обвиняемый в масштабных налоговых махинациях. Гомбергу удалось обманом получить от государства несколько миллионов евро.
- Евгений Гомберг Foto: Andras Kralla
Несколько лет назад газета Eesti Ekspress писала о том, как Налогово-таможенный департамент сумел обезвредить банду, состоящую более чем из 20 человек и десятков фирм. Группировка занималась переплавкой золота и обманула государство более чем на пять миллионов евро.
На момент публикации следствие по делу, где главным подозреваемым выступал известный латвийский бизнесмен Евгений Гомберг, еще не было завершено. Его сообщником и ключевым лицом схемы был предприниматель А. Ч.
Именно Ч. основал предприятие Unico Gold, которое было центральным звеном схемы. Однако он так и не предстал перед судом, так как пошел на сделку с прокуратурой и получил наказание в виде трех лет тюремного заключения условно. В судебном процессе участвует лишь Гомберг.
«Меня никто не знает»
Судебные слушания начались в Харьюском уездном суде в ноябре прошлого года. На данный момент разбирательство находится, по сути, на половине пути.
В прошлый вторник прошло очередное заседание по делу. После заседания Гомберг сообщил, что отошел от дел и не понимает, почему его обвиняют.
«У меня нет никакой роли в этом деле, и, как видно, меня никто не знает. А я не знаю их», - сказал он, имея в виду свидетелей, выступавших в суде. Свидетели также подтверждали, что незнакомы с Гомбергом.
Один из свидетелей рассказал в суде, что летом 2013 года ему предложили взять на себя роль номинального руководителя в одной из подставных фирм, задействованных в схеме. До этого он работал на заводе, производившем деревянные поддоны. «Сказали, что так надо», - сообщил свидетель. В его задачи входило подписание уже заполненных документов, в содержание которых он не углублялся.
Реставратор памятников
Гомберг, которого латвийские СМИ называют «эксцентричным филантропом», начинал свой предпринимательский путь в нефтяном бизнесе, позже он занимался инвестициями в недвижимость в Риге и Юрмале. Именно он восстановил памятники Барклаю де Толли и Петру I в Риге. Он также профинансировал установку памятника бывшему рижскому градоначальнику Джорджу Армистеду, на открытие которого приезжала сама королева Англии.
В Эстонии Гомберг вел бизнес, связанный с золотом. До попадания в поле зрения следователей дело процветало. Например, четыре года назад фирма Гомберга Deoro Trade попала в список наиболее быстро растущих предприятий Äripäev, поскольку ее оборот увеличился в 2,23 раза за год. Выручка компании составила 28,5 миллиона евро, а прибыль 850 000 евро. На сегодняшний день компания может похвастаться лишь судебным разбирательством и налоговым долгом размером в 730 800 евро.
В чем заключалась схема?
Подробнее о схеме. Пять лет назад существовало предприятие Unico Gold, продававшее золото фирме Гомберга Deoro Trade. За ширмой обычной продажи налоговый департамент обнаружил масштабную схему.
Согласно обвинению, Unico Gold организовала своеобразную цепочку поставок, в которую входили меняющиеся через каждые несколько месяцев подставные фирмы. По цепочке перемещались слитки с содержанием золота менее 32,5%, изготавливаемые с помощью сплава дешевого металла и не облагаемого налогом инвестиционного золота. Все это делалось для того, чтобы «играть» с налогом с оборота.
Согласно обвинению, схему организовали в 2012 году, когда в силу вступили изменения правил обложения налогом с оборота. Если до этого было неважно, какое у слитка содержание золота, то после изменения закона продажа материала с содержанием золота выше, чем 32,5%, стала подлежать обратному налогообложению.
Обратное налогообложение означает, что покупатель не переводит продавцу НСО, и обязанность по декларированию НСО ложится на него самого. Если он перепродаст товар внутри ЕС, то у него не возникнет переплаченного налога с оборота.
Первая часть схемы заключалась в следующем. Компания Unico Gold покупала инвестиционное золото по цене, превышающей биржевую. Затем подставные фирмы переплавляли металл в слитки, где содержание чистого золота составляло менее 32,5%. После этого они продавали золото обратно компании Unico Gold, но по цене ниже биржевой. На счета, выставленные подставными фирмами, начислялся налог с оборота, но подставные фирмы не платили его государству – часть денег, получаемых от продажи, снималась наличными (среди прочих в Eurex и Tavid) - именно поэтому фирмы постоянно менялись. Танкисты получали примерно один процент от снятой суммы, а остальная часть денег попадала обратно в Unico Gold (т.е. к Ч.).
Во второй части схемы Unico Gold перепродавала слитки фирме Гомберга Deoro Trade, а Гомберг перемещал слитки внутри Евросоюза в Великобританию, где их очищали. Затем фирма Гомберга ходатайствовала о возврате уплаченного налога с оборота в Эстонии.
Благодаря слиткам с малым содержанием золота и счетам с 20% НСО, предприятие Гомберга смогло указывать входящий налог с оборота. Поскольку внутрисоюзная продажа не облагается налогом с оборота, компании удавалось ходатайствовать о возврате переплаченного налога с оборота. Всего Deoro запросило у государства 4,2 миллиона евро. Реально предприятие получило 3,1 миллиона евро, поскольку 1,1 миллиона евро застряли на налоговом контроле.
Следствие выяснило, что у Ч. и Гомберга были близкие и доверительные отношения, как личные, так и деловые. По словам прокурора, электронные письма, входящие в число улик, также подтверждают, что фирма Гомберга Deoro Trade не желала приобретать товар, за который нельзя было вернуть налог с оборота. Прокурор Катрин Микенберг уверена, что Гомберг знал о том, что поставщики манипулируют налогом с оборота, то есть обманывают государство.
В средствах массовой информации появлялись сообщения, что в Латвии торговлей золотом занималось предприятие Гомберга B221, деятельность которого была похожа на Deoro. Обе фирмы покупали золото у Unico Gold, а затем требовали от государства деньги.
Похожие статьи
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.