Не отпускает нас налогово-автомобильная тема. Не дают бросить её уважаемые предприниматели (особенно из малых фирм).
Беспокоит их - не поверите - отсутствие жёсткой регламентации вариантов налоговой нагрузки. Некоторые прямо говорят: «Ещё пару лет назад всё было ясно, ведёшь табель поездок - нет спецльготы; не ведёшь - плати спецльготу». И никого не беспокоило, что табель (дневник, график и т.п.) - были развесистой клюквой. А теперь закон сказал: если автомобиль легковой используется только для деловых поездок, и этот факт занесли в авторегистр, то специальной льготы нет.
А если для личных поездок тоже используется - плати специальную льготу. И разница не только в налогах от спецльготы, но ещё в праве на зачёт налога с оборота. В первом случае НСО, входящий в «купленные затраты», можно зачитывать полностью, во втором - только 50%.
После вступления этой нормы закона в силу чётко обозначилось три стратегии. Самые бесстрашные занесли в авторегистр деловую чистоту служебных машин. Самые законопослушные - платят специальные льготы. А самые трусливые и спецльготы не платят, и в регистре отметок не делают. Уже несколько раз налоговый управляющий взывал к совести и чувству ответственности, а, кроме того, пугал проверками, но всё равно часть фирм ведут себя наподобие буриданова осла.
Пока о проверках по поводу легковых машин ничего не известно, и как раз эта пассивность налоговиков очень пугает всех, кто не платит специальной льготы. Пугает неизвестностью - что будет служить доказательством правдоподобия информации в авторегистр, если вдруг чего? Снова возвращаться к придуманному дневнику поездок - вроде никто этого не требует. А что тогда?
Поскольку утверждённого алгоритма действий на сей счёт действительно нет (даже рекомендательного), и опыта проверок нет тоже (но никто не сказал, что их не будет) - остаётся единственное: ориентироваться на здравый смысл. Рассмотрим два примера на этот счёт. Представим фирму с единственной служебной легковой машиной, для которой в течение месяца оплачено 100 литров бензина. И допустим, что по данным о её двигателе расход при поездках по городу составляет 10 литров на 100 км. То есть, месячный пробег около 1000 км или, примерно, по 50 км в рабочий день. Немного, но по характеру деятельности фирмы должно быть видно, что эти 2-3 деловых поездки в день вполне возможны. Усложним задачу.
Пусть по оплате видно, что куплено 200 литров бензина. При той же норме потребления пробег за месяц где-то около 2000 км. Если по характеру деятельности видно, что каждый месяц необходимы несколько поездок (две, скажем) в Нарву и одна в Тарту, то, понятное дело, на 17 дней приходится около 700 км на Таллинн или в среднем на один рабочий день около 41 км. Если понятно, что такая потребность есть - проблем нет. Но вполне возможна ситуация, когда, исходя из оплаты бензина, расчётный месячный километраж раза в три превышает самые фантастически обоснованные поездки; утверждать, что ездили сугубо по делам - глупо.
Второй вопрос из того же ряда, что выгоднее: платить компенсацию за использование личного автомобиля для деловых поездок или сдать автомобиль фирме в аренду и дальше решать уже рассмотренную выше задачу? В этой ситуации стоит несколько переставить очерёдность принятия решений.
Сначала решить: обосновано ли будет сообщение в авторегистр о полностью деловом использовании легкового автомобиля? Затем сравнить выгоду от компенсации за использование личного автомобиля и от 100% зачёта НСО в случае, если автомобиль станет фирменным (хоть и арендованным), затем в расчёты включить выгоду от получения арендной платы необлагаемой социальным налогом и только в случае явного преимущества применять одну из разрешённых законами форм использования легкового автомобиля.
И в заключение пример из жизни. В фирме, с которой я сотрудничаю, два легковых автомобиля. За оба платится специальная льгота. Почему? Потому, что сами мы знаем соотношение служебных и личных поездок. И противно жлобствовать.
Владимир Вайнгорт,
доктор экономических наук,
научный руководитель клуба „Кардис“