Нарва не имеет своей идентичности, город застрял в 20 веке, сказал главный архитектор этого города Иван Сергеев на конференции ДВ "Северо-Восток - дело тонкое!".
- Foto: Иван Сергеев, личная страница
Но у этой проблемой есть решение. Город должен обрести свою идентичность. Причём, не одну, а несколько.
Иван Сергеев - главный архитектор Нарвы, год назад вернувшийся в этот город из Нью-Йорка.
"Скажу прямо - я большой энтузиаст города Нарвы. Многие это воспринимают не всерьёз, думая, что я веду себя как маленький щеночек, радующийся любой палке. Они думают, что за этим не стоит реальных дел", - так начал Сергеев своё выступление, после чего начал говорить о том, как можно было улучшить образ города.
"У Нарвы нет своего идентичности. Идентичность - это общее понимание "что это?". Нет несущей идеи, дизайнерской концепции, дающей смысла всему. А теперь скажите: каков концепт Нарвы? Что такое Нарва? Какова её идея? Я знаю, что такое Нью-Йорк. Когда я еду в Париж, я готовлюсь к романтике. Если отправляюсь в Амстердам, то знаю, что буду отдыхать в клубах всю ночь. А Нарва?", - задал вопросы Сергеев.
"К сожалению, наша идентичность осталась между 6 марта 1944 года (когда город подвергся бомбежкам) и 90-ми годами. И эти экзистенциальные терзания приводят нас к пункту номер 2. У Нарвы есть нарратив жертвы и ущемлённости", - продолжил Сергеев.
"Люди говорят: "Ничего здесь не будет". "После выборов все обо всём забудут и всё". В этом я читаю в том числе и ожидание того, что кто-то нам что-то должен. Кто-то должен за нас что-то сделать. Но давайте перейдём к пункту 3. Отсутствие желание кооперироваться с соседями. "Моё КТ, твоё КТ (КТ - квартирное товарищество - прим. ред.). Мой дом, твой дом. Народ - одно, власть - другое", - говорит главный архитектор.
Серьёзной проблемой города является то, что его жители совершенно не интересуются детальной планировкой города. Это проявляется в том, что когда эти планировки публично демонстрируются на мероприятиях, их посещает в среднем человек пять.
"Нарвитяне почему-то не видят, что мы - часть мира, и от него, мира, мы отстаём. Все технологии, роботы и прочие новинки, о которых говорили на конференции ДВ, - всё это давно есть! Это существует! Только не в Нарве, конечно", - сказал Сергеев.
Какой должна быть новая идентичность
"Город не может иметь одну идентичность - он должен быть многогранным", - именно таким видит Сергеев новую Нарву. Потому что город - это слишком большое явление, чтобы ограничивать его одной идентичностью.
Нарва - приграничный город. И это может быть частью её новой идентичности.
"Я вижу Нарву так: это "безвизовая Россия для эстоноязычных людей" и "русскоязычная Европа для россиян"", - сформулировал Сергеев.
Другая часть идентичности города может появится в том случае, если Нарва шагнёт в 21-й век.
"Многие смотрят на Нарву слегка искося. Но смотрят не так, как на человека, пришедшего в экзотической футболке и джинсах на мероприятие, где все в смокингах, а смотрят заинтригованно. Как на незнакомца, который им интересен, но с которым они боятся заговорить", - привёл Сергеев образный пример.
Однако в Нарве, по его словам, сейчас также зарождается гражданская активность.
"Недавно некоторые деятели установили памятник Кересу. Они сделали это сами. Решили - и сделали", - привёл Сергеев пример.
Другой пример на ту же тему касается конференции TEDx. По всему миру проходят публичные, часто мотивационные, выступления под брендом TED, длящиеся 15-18 минут. Когда эти выступления решили организовать в Нарве, об этом сделали передачу на радио. По словам Сергеева, гостю передачи пришлось 2 часа оправдываться перед ведущим по поводу того, что люди хотят в Нарве что-то организовать.
"Он постоянно говорил: "Да зачем это надо? Кому это в Нарве нужно?". Но принял два звонка от слушателей. Первый звонок, женщина лет 50: "Ой, как замечательно! Как хорошо, что в городе появляется такая молодёжь! Обязательно пошлю туда свою внучку!". Второй звонок - примерно то же самое. И стало понятно: Нарва изменилась", - констатировал архитектор.