Латвийские предприниматели открывают в Эстонии фирмы, чтобы попытаться уйти от налогов, которыми их облагает родное государство. При этом нужную помощь бизнесмены получают напрямую из Эстонии.
- Начальник отдела контроля Налогового департамента Эйлике Прууль и начальник информационного отдела Налогового департамента Пийа Викс-Бинсол Foto: Andras Kralla
Среди прочих, обучить желающих всем правилам мастерской игры с налогами берутся консалтинговые фирмы, занимающиеся вопросами налогообложения. По крайней мере, к таким выводам пришли авторы журналистского эксперимента в латвийской телепрограмме De Facto. При этом ведущую роль в рамках данного эксперимента сыграло эстонское коммандитное товарищество Uznemums Igaunija, в переводе с латышского – «Фирма в Эстонии». Представителем последнего выступает Михаил Шулькин, который сразу же отказался отвечать на вопросы издания Aripaev. «Данная тема меня не интересует. Пишите, что хотите», - отрезал Шулькин в самом начале разговора. И добавил: «Это всё».
Фирма 31-летнего эстонского бизнесмена Шулькина бросилась в глаза латышам по результатам простого поиска в Интернете. Товарищество, открывшееся в середине ноября прошлого года, зарегистрировано в таллиннском районе Мустамяэ на улице Лаки. Буквально в первые же минуты консультации фирма щедро раздает своим клиентам советы, как добиться прибыли, не тратя ни цента на налоги.
консультантов, а именно: эстонская компания выставляет латвийской фирме фиктивный счет, причем сумма такого счета сравнима с ожидаемой прибылью латвийской фирмы. Затем латвийская компания выдает собственнику эстонской фирмы кредит, вследствие чего налоги с прибыли остаются неуплаченными. На вопрос, как Эстония относится к ситуации, при которой вместо выплаты дивидендов отдается предпочтение кредиту, во время эксперимента прозвучал следующий ответ: Эстонию главным образом интересует уплата налога с оборота. Что касается последнего предложения, то на это у заместителя начальника отдела контроля Налогового департамента Эйлике Прууль, с которой журналисты Aripaev решили обсудить настоящую тему, имеется собственное мнение. Прууль отметила, что если латвийский предприниматель уже открыл фирму в Эстонии, то в отчете за хозяйственный год можно найти данные о кредите, на основании которых Налоговый департамент ищет места, свидетельствующие о вероятности мошенничества. Например, внимание налоговиков несомненно привлекут несоразмерно большие кредитные суммы.
Латвийские бизнесмены, воспользовавшиеся сомнительными налоговыми консультациями, достаточно скупо комментируют сложившееся положение. «Некоторые говорили: делайте со мной, что хотите, но тех, кто меня консультировал, я боюсь больше, чем вас. Например, человек был согласен всё откровенно рассказать, признаться в содеянном, но на вопрос, кто вас консультировал, ответ был один – их я боюсь больше», - поделилась Прууль содержанием беседы с одним предпринимателем, который оказался связан с масштабными махинациями, касающимися подоходного налога и налога с оборота.
Факты:
Активные латыши
В 2016 году Латвия запросила у Налогового департамента Эстонии информацию о 490 случаях потенциальных налоговых махинаций. Эстонцы направили в Латвию 81 аналогичный запрос.
Латвийский налоговый департамент в 2015 году запросил у эстонских коллег информацию о 439 случаях, Эстония у Латвии – о 211 случаях.
Налоговый департамент Эстонии объясняет достаточно прохладный интерес эстонской стороны тем, что местные налоговики напрямую общаются с предпринимателями, которые привлекли их внимание. «Мы стараемся воспитывать эстонских предпринимателей и пытаемся найти разумные решения для той или иной ситуации, касающейся бизнесменов, чтобы те не прибегали к махинациям», - заявила заместитель начальника отдела контроля Налогового департамента Эйлике Прууль.
Налог с оборота и мошеннические схемы
Коллега Эйлике Прууль, начальник информационного отдела Налогового департамента Пийа Викс-Бинсол также отметила, что больше всего проблем налоговикам доставляют махинации, касающиеся налога с оборота. К тому же, латышам очень удобно вести фиктивный бизнес в Эстонии, хотя бы по причине географической близости наших государств.
Например, среди прочего консультанты из Uznemums Igaunija учат клиентов, как выгоднее всего использовать обязательство по неуплате НДС в пределах Европы, хотя получение такого налога от государства обманным путем карается в уголовном порядке. Именно запросы на предоставление информации, доказывающей факт мошенничества с налогом с оборота, чаще всего поступают в Налоговый департамент Эстонии от латвийских коллег. Также их нередко интересует, добрался ли до Эстонии товар, проданный в нашу страну в Латвии, и наоборот.
«Латвийские налоговики смотрят, куда пошел товар, проверяют, совершались ли денежные перечисления между двумя компаниями, и так далее», - рассказала Викс-Бинсол. «В первую очередь бизнесмены пытаются скрыть свои обязанности по уплате налогов в Латвии от тамошних налоговых управляющих. По их представлениям включение иностранного звена в цепочку той или иной сделки поможет запутать налоговиков в родном государстве».
При этом в качестве так называемого иностранного звена выступает не только Эстония: иногда в цепочку включаются и Литва, и Польша. «Чем шире география, тем дороже схема», - подытожила Викс-Бинсол и отметила, что в последнее время в махинациях прослеживается определенный почерк. «Латвийское предприятие намеревается совершить мошенничество с НДС на территории Латвии и создает одно из звеньев такой цепочки в Эстонии. Например, по документам латвийская фирма продает эстонской компании продукты питания – скажем, сахар, муку, макароны и картофель».
На первый взгляд всё будто бы в порядке, и товар отправлен в Эстонию. На самом же деле он нелегально возвращается в Латвию, уже третьей фирме. «В реальности товар и не покидает пределы Латвии. В Эстонии просто имеется юридическое лицо, возглавляемое латвийским подставным «директором» или бизнесменом, который, вполне вероятно, никогда и не бывал в нашей стране», - рассказала Викс-Бинсол. «Налог с оборота в Латвии остается неуплаченным. Мы помогаем латвийским налоговым управляющим размотать этот клубок и собрать доказательства, чтобы у себя они смогли взыскать НДС с нужного лица».
«Видимо, мошенники наивно полагают, что мы не общаемся с латвийскими коллегами», - прокомментировала ситуацию Прууль.
По словам Викс-Бинсол, Европейская комиссия уже много лет ищет решение, которое позволило бы обуздать всё растущие объемы махинаций, касающихся НДС. Например, в настоящее время вообще рассматривается предложение об отмене его нулевой ставки между государствами.
Латыши в Эстонии
Михаил Шулькин, помогающий латышам открывать фирмы в Эстонии, утверждает, что он не предлагает своим латвийским клиентам схем по уходу от налогов. «Я никак с этим не связан», - заявил Шулькин.
От встречи с журналистами последний отказался. «У меня нет никаких комментариев. Могу сказать одно: у вас ложная информация».
Шулькина также не смущает упоминание сделанной латвийским телеканалом видеозаписи, где он разъясняет клиентам варианты ухода от налогов. «Я не знаю, о какой видеозаписи вы говорите», - сказал Шулькин.
«Мне это совершенно не интересно», - таков был его ответ на предложение посмотреть видеозапись. «Я занимаюсь совсем другими вещами, так что я даже не в курсе, о чем вы говорите. Моя основная деятельность связана с предложением рекламных услуг».
Однако ведь именно Шулькин является собственником фирмы Uznemums Igaunija? И знает ли он, чем занимается компания? «Да, я её собственник. Когда к нам обращаются латыши, мы отвечаем на их вопросы. Если у вас есть информация, что мы кому-то посоветовали какие-то махинации, то это всё неправда», - отметил Шулькин.
Среди прочего, в той самой видеозаписи говорилось, что если проживающий в Латвии латыш работает на эстонскую фирму, то местный налоговый департамент посчитает, что он платит налоги у себя на родине. Тогда как на самом деле он этого не делает. «Если на видео снята такая ситуация, то, следовательно, я отвечал на конкретный вопрос, возможен ли подобный вариант, если латыш работает в эстонской фирме. Я просто ответил на вопрос собеседника. Мы консультируем клиентов, как вести бизнес в Эстонии, никто не говорит ни о каких схемах», - прокомментировал ситуацию Шулькин.
Консультирует ли он клиентов лично? «Я постоянно не занимаюсь делами фирмы. Там есть и другие люди», - сказал Шулькин и добавил, что дела у компании Uznemums Igaunija идут так себе. «Оборот у фирмы маленький. Латышей, которые хотят вести бизнес в Эстонии, не так много. В каждой сфере наблюдается тесная конкуренция», - пояснил Шулькин.
Как общаются налоговики
Помимо описания собственно схем ухода от налогов, латвийские журналисты также отметили, что сотрудничество между налоговыми департаментами Латвии и Эстонии сильно хромает, поскольку доступность различных данных разделяет временной вакуум.
В ответ на это замечание Прууль отметила, что они с латвийскими коллегами раз в квартал собираются на общих совещаниях. «Мы обсуждаем последние тенденции и проблемы. Ведь Латвия – наш сосед, и на самом деле у нас больше всего проблем с латышами, а у латышей – с эстонцами», - с улыбкой отметила Прууль. «Дело в том, что в Финляндии существует несколько другая налоговая культура. А ситуация с Латвией чуть серьезнее».
Сами латвийские коллеги признаются, что им приходится намного сложнее. «Например, латвийские сотрудники искренне удивляются нашим рассказам о том, как мы проводим круглые столы с предпринимателями или активно сотрудничаем с профсоюзами. Они не представляют, каким образом всего этого можно добиться в Латвии», - добавила Прууль. «Несколько лет назад латвийский налоговый управляющий заявил, что не имеет права прийти к человеку домой, чтобы вручить ему документ. Теперь была наша очередь удивляться. Мы не могли понять, как это вообще возможно».
По словам Викс-Бинсол, налоговые управляющие из Латвии, Литвы и Эстонии могли бы наладить более эффективный обмен информацией из своих регистров. Сейчас разработку подобных технических решений тормозит финансовый вопрос.
«Проект у нас уже готов. Если бы нам удалось его реализовать, то между налоговыми управляющими можно было бы наладить обмен информацией по принципу системы X-tee, которой мы уже пользуемся в Эстонии», - рассказала Викс-Бинсол. «Мы надеемся, что уже в конце нынешнего года подобная система заработает в сотрудничестве с Финляндией. Достаточно будет просто сделать запрос посредством X-tee, и на экране сразу появится информация о том или ином лице из финского регистра».
Похожие статьи
Сегодня KredEx вывел на рынок новую услугу: страховка экспортных платежей для малых предприятий.
Годовой рост кредитного портфеля действующих в Эстонии банков в четвертом квартале 2016 года замедлился на 0,4% пункта до 9%. Это непосредственно повлияло на кредитный портфель кредитных предприятий, в том числе, на выдаваемые внутри группы кредиты, рост которых убавился до 12,4%.
Правительство Эстонии договорилось ввести акциз на напитки, содержащие более 5 г сахара на 100 мл. Несмотря на то, что размер ставок еще не установлен, в будущем производелей могут обязать выплачивать государству до 36 центов за литр. Это коснется не только трат покупателей и производителей, так как может измениться и привычный вкус сахаросодержащих напитков.
Плательщикам налога на азартные игры и лотереи нужно рассчитывать на увеличение налога, возможно, даже в два раза, пишет в понедельник газета Dienas Bizness.
Министр Эстонии Свен Сестер предложил снизить процентную ставку по гарантированному государством учебному кредиту. На сегодняшний день банки выдают учебные кредиты по ставке 5% годовых.