Имущественное неравенство и бедность как тема экономического исследования, конечно же, имеет долговременную историю, однако в последние годы внимание к ней снова возросло. Поэтому неудивительно, что Нобелевская премия в области экономики в 2015 году была присвоена Ангусу Дитону, исследовательская работа которого посвящена именно этой тематике.
В глазах же общественности большую известность завоевал Томас Пикетти, исследовательская работа которого легла в основу произведения «Капитал в XXI веке», достигшего статуса бестселлера.
Пикетти основательно изучил распределение имущества и доходов в различных обществах на протяжении множества веков и показал, как после потрясений XX века, когда существенному уравниванию распределения имущества поспособствовали мировые войны и головокружительная инфляция, тема экономического неравенства снова становится актуальной.
Один из основных выводов Пикетти таков, что старение населения и замедление экономического роста способствуют росту доходов с капитала, углубляя таким образом неравенство, и этот процесс необходимо сдерживать посредством налоговой системы.
Но можем ли мы быть уверены, что экономический рост в долгосрочной перспективе не превысит процентную ставку, которую приносит капитал?
Книга Пикетти вышла в 2013 году, почти за год до утверждения негативных процентных ставок со стороны Европейского центрального банка; большая часть его исследовательской работы пришлась на время, когда хранящиеся на счетах деньги зарабатывали приличный процент. Сегодня всё большее распространение получает мысль, что за удешевлением денег стоит не только деятельность центробанков, но и снижение естественной процентной ставки. Стареющие общества должны откладывать на будущее всё большие суммы.
Предложение денег велико, а спрос неважный, поэтому и процентная ставка по сбережениям низкая. Так что владельцам капитала вряд ли приходится мечтать о жизни рантье. В то же время исследование Пикетти показывает, что возросло также неравенство, проистекающее из доходов по зарплате – всё большая часть общего фонда заработной платы достается десяти процентам высокооплачиваемых; ещё больше растет доход 1% наиболее высокооплачиваемых людей.
Такую тенденцию частично объясняет быстрое развитие технологии. Хороший программист и в Эстонии может зарабатывать в 10 раз больше воспитателя детского сада. Причиной роста дохода «золотого» 1% считалась особенно распространенная среди биржевых фирм США т.н. культура «супер-руководителей», таланты которых ценятся в тысячи раз выше, чем вклад обычного сотрудника. Дискуссия о том, стоит ли, и если да, то в какой степени, делиться этими достижениями с остальным обществом, пока продвинулась недалеко.
Похожие статьи
Администрация президента США Дональда Трампа подготовила указ, отменяющий антироссийские санкций, утверждает научный сотрудник аналитического центра Atlantic Council Фабрис Потье.
Общение со СМИ – сфера, к которой предпринимателям следует проявить интерес. Одно упоминание в прессе может повысить вашу известность и уровень продаж больше, чем платная реклама.
В 2016 году на розничном рынке Эстонии было продано 404 800 мобильных телефонов. Этот показатель на 2% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные исследования фирмы GfK Retail & Technology.
Открыт первый тур приема ходатайств в рамках программы эстонско-российского трансграничного сотрудничества на 2014-2020 годы. Программа обеспечит поддержку проектам, для которых характерно трансграничное сотрудничество и в которые вовлечены минимум два партнера - один из Эстонии, а второй из России.
Как не удивительно, бразильский рынок стал одним из наиболее прибыльных за 2016 год. Рынок еврооблигаций в долларах вырос более чем на 23%, рынок акций – почти на 75%.