Ещё несколько лет назад было бы сказано много слов об экологии и освобождении от нефтяной зависимости. Однако со времени принятия ЕС решения о переходе на биотопливо прошло немало лет, и биотопливный энтузиазм остыл. К тому же европейский опыт внедрения биотоплива весьма противоречив.
В минувшем десятилетии европейцы всерьёз озаботились вопросами экологии, результатом чего стало принятие в 2009 году евродирективы, согласно которой к 2020 году доля возобновляемых источников энергии в сфере транспорта должна быть доведена до 10%. Наиболее доступный вариант поставленной задачи виделся в постепенном переходе на биотопливо. Казалось бы, Европа выбрала верный путь к тому, чтобы сделать свой транспорт более экологичным. Однако целый ряд исследований, проведённых различными научными центрами Европы, заставил поставить под сомнение оптимистичные планы ЕС.
Не только польза, но и вред
Так, по данным исследовательской организации Transport&Environment, применение биотоплива может не уменьшить, а, наоборот, увеличить вредные выбросы, поскольку при сгорании рапсового, соевого и других растительных масел в атмосферу выделяется больше углекислого газа, чем от любого ископаемого топлива. К тому же для масштабного разведения необходимых культур придётся вырубать леса и осушать торфяники. По мнению исследователей, планы ЕС по переводу транспорта на биотопливо не только не замедлят темпы климатических изменений, но и могут привести к увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу примерно на две гигатонны.
«Наше исследование подтверждает, что подобная политика контрпродуктивна, даже в большей степени, чем мы предполагали. Предписанное ЕС биотопливо на основе пищевых продуктов, в особенности растительных масел, таких как рапсовое, подсолнечное и пальмовое, просто ужасная идея», - утверждает директор Transport&Environment Йос Дингс.
На фоне таких заявлений министр экономики и инфраструктуры Кадри Симсон, обосновывая необходимость перехода Эстонии на биотопливо, предпочла не углубляться в тонкости экологии, а сосредоточилась на том, что есть евродиректива, и тут уж, как говорится, ничего не поделаешь. Надо выполнять. К счастью, потребители топлива от этого «почти не пострадают».
Заметных дебатов законопроект не вызвал, разве что известный своей экологической направленностью политик Марек Страндберг взялся прокомментировать его.
«Утверждение, будто бы использование биотоплива позволит уменьшить потребление ископаемых видов топлива, является полной ерундой», - утверждает Страндберг. По его словам, накопленный рядом стран ЕС опыт по использованию биотопливных добавок, в частности, обработанного метанолом рапсового масла, свидетельствует о том, что ни к чему хорошему эти не приведёт.
«Для выращивания рапса, его сбора и переработки расходуется большое количество того же самого моторного топлива, плюс электроэнергии и химикатов. Получается, что для производства биодобавки, призванной снизить потребление ископаемых видов топлива, сперва необходимо израсходовать немалое количество этих самых ископаемых, – объясняет он. - Если биотопливо изготовлять так, как это сегодня делается в Евросоюзе, то для производства одной тонны биодизеля потребуется затратить около тонны невозобновляемых природных ресурсов. В итоге никакого положительного эффекта для экологии не будет».
Autor: Виктор Филоненко
Похожие статьи
Первая зарплата всегда особенная. После многих лет жизни на иждивении у родителей, вы наконец-то получаете возможность самому решать, что делать со своими деньгами. Как же воспользоваться заработанной суммой максимально эффективно?
Благодаря доступности информации в Интернете процесс покупки автомобиля за последние десять лет существенно изменился. Покупатели имеют доступ к источникам информации и форумам, на которых можно прочитать мнения пользователей о той или иной машине. О процессе покупки рассказывает Палле Кылар из Automaakler.
В 2016 году бытовые потребители приобрели 59 млн кубометров газа, тогда как в 2015 году – 55 млн кубометров. Коммерческие предприятия за год купили 430 млн кубометров газа, а в 2015 году этот показатель составлял 328 млн кубометров. Тем самым, прирост составил 102 млн кубометров газа.
По словам министра экономики и коммуникаций Кадри Симсон, запланированное в Эстонии повышение акцизов с 1 февраля не принесет таких рекордных цен, как это было в 2012 году, так как на стоимость топлива в первую очередь влияет цена на мировом рынке.