Неделя в фокусе: 28 сентября – 4 октября. Новая Рубрика Деловых ведомостей о главных событиях недели в международной политике и экономике. Читайте каждый вторник в онлайне и каждую среду - в газете!
Потеря. Умер Шимон Перес
В ночь на 28 сентября в Тель-Авиве на 94-м году жизни скончался один из величайших государственных деятелей Израиля и мира Шимон Перес. Перес занимал все основные государственные посты в Израиле: был два срока премьер-министром, несколько раз - министром обороны Израиля, министром финансов, внутренних дел и министром иностранных дел. С 2007 по 2014 г. Перес был президентом, старейшим в мире действующим президентом. В 1994 году он был удостоен Нобелевской премии мира.
Референдум. Венгрия попыталась соскочить с «мигрантских квот»
Председатель Европарламента Мартин Шульц раскритиковал референдум в Венгрии о распределении беженцев внутри Евросоюза. Референдум прошел в воскресенье, 2 октября. «Согласно договоренностям, Венгрия должна принять только около 1300 беженцев. Проводить по этому вопросу референдум - это опасная игра», - заявил Шульц в интервью газетам. По его мнению, премьер-министр Виктор Орбан, инициировавший референдум, поставил под вопрос правомерность европейского законодательства. Шульц не исключает финансовых последствий для тех стран ЕС, которые не проявляют солидарности в решении миграционного кризиса. Ранее уже звучало предложение исключить Венгрию из ЕС. С ним выступил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн.
Накануне референдума в Венгрии были развешаны плакаты, призывающие сказать решительное «нет». Правительство очень хотело убедить даже тех, кто обычно не поддерживает правящую партию ФИДЕС и премьер-министра Виктора Орбана. Историк Ласло Тёкецки недавно заявил: «Феминисткам, гомосексуалам, евреям и атеистам надо понять, что их дни сочтены, если победит ислам». Отдельное внимание уделялось цыганам, которым внушали, что с появлением беженцев на социальную поддержку ромов меньше останется денег. Для Орбана речь идет не только о решении ЕС, он критично оценивает миграцию в целом. Для него она «яд», представляющий опасность для европейской культуры, источник терроризма и всех других форм преступности.
Среди европейских лидеров Орбан стал первым и самым ярым противником иммиграции. И Орбан не говорит, а действует: на границе Венгрии с Хорватией и Сербией соорудили забор из колючей проволоки, призванный не допустить беженцев на территорию страны. Хотя более 90 % проголосовавших (более 3 млн. избирателей) высказались против того, чтобы Венгрии навязывались по квотам беженцы, тем не менее, референдум юридически не состоялся, т.к. явка составила 42% против требовавшихся 50 % (всего в стране около 8 млн. избирателей). «Венгры – большие европейцы, чем их правительство» - сказал по этому поводу Ассельборн (цит. по EUobserver). Бывший руководитель Партии независимости Великобритании Найджел Фарадж (один из инициаторов brexit), написал твит: «Потрясающий результат в Венгрии. 95% отвергли т.н. «мигрантские квоты» ЕС. Вы слушаете, мадам Меркель?». Лидер французской правой партии «Национальный фронт» Марин Ле-Пен заявила, что венгерский референдум «изменил саму проблематику национального суверенитета». По её словам, это неприемлемо, чтоб Еврокомиссия решала, кто может прибывать на территорию страны и оставаться», а если бы все страны ЕС провели подобные референдумы, то все люди сказали бы «нет».
В
интервью для DW политолог Кай-Олаф Ланг из берлинского фонда «Наука и политика» прокомментировал заявление Ассельборна об исключении Венгрии из ЕС. «Эти заявления были сделаны в совершенно определенном контексте. Евросоюз переживает глубокий кризис. 27 глав государств и правительств встречаются в Братиславе, чтобы определить, что ожидает ЕС после выхода из его состава Великобритании. В этот нелегкий период времени некоторые политики, к которым относится также и Ассельборн, видят шанс на усиление интеграции внутри ЕС в соответствии со своими представлениями. При этом они не хотят учитывать интересы партнеров, с которыми трудно иметь дело. Очевидно, Ассельборн хотел выяснить, где находится предел возможного. В такой исторический момент, когда странам ЕС следует держаться друг за друга, требования такого рода не приносят большой пользы».
DW: «Означает ли это, что не только Ассельборн придерживается такого мнения?
Ланг: можно с уверенностью сказать, что Ассельборн высказал позицию, которую разделяют и другие. Сейчас, на стадии переориентировки, они видят в Венгрии обузу Евросоюза охотно избавились бы от таких неудобных стран-членов. Говорить об этом открыто никто не стал бы». Что касается процедуры исключения, то политолог пояснил, что Лиссабонский договор не предусматривает исключение страны-члена из ЕС и для этого нужно было бы искать какие-то обходные пути. Существует Венская конвенция о праве международных договоров, согласно которой действие договора может быть отменено, если имели место его существенные нарушения. В таком случае членство страны в ЕС могло бы быть временно или навсегда прекращено. Но это крайний случай, который мог бы быть применен, например, если бы в одной из стран ЕС произошел военный переворот. Он подчеркнул, что подобные заявления – «вода, которая льется на мельницу евроскептиков, которые могут заявить: «Посмотрите, нас взяли за горло. Если мы не будем достаточно быстро делать то, что они требуют, нам грозит исключение из ЕС».
Ситуация в Венгрии неоднозначная. Политика Будапешта (и не только) в отношении беженцев ориентирована в первую очередь на укрепление границ и не соответствует гуманитарным стандартам Германии и ряда других стран ЕС из «старой Европы». Тот, кто ставит Венгрии в упрек ее ограничительную политику будет прав, но доказать нарушение законодательства ЕС в этом вопросе будет непросто.
Brexit. Show must go on!
Как известно, 23 июня в Великобритании состоялся референдум, по результатам которого 52% проголосовавших поддержали «Brexit» или выход Британии из ЕС. Весной 2017 г. будет положен начало процессу выхода. Об этом премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила на съезде Консервативной партии в воскресение, 2 октября. Формальным началом станет исключение из британского законодательства Акта о Европейских сообществах 1972 г. Об этом Королева Великобритании Елизавета II объявит в запланированной на весну 2017 г. тронной речи. Мэй исключила проведение в Великобритании всеобщих выборов ранее 2020 г. По ее словам, выборы могут привести к дестабилизации. Глава недавно созданного Министерства по вопросам выхода Великобритании из ЕС Дэвид Дэвис назвал в качестве ориентировочного срока завершения этого процесса конец 2018 г. или начало 2019 г.
В своем выступлении Тереза Мей подчеркнула, что народ на референдуме проголосовал «за полную независимость страны и мы (правительство и партия – прим. ред.) сделаем её такой». «Мы сами для себя будем решать, как нам контролировать иммиграцию и будем вольны следовать нашим собственным законам», -сказала Мей. «Позвольте мне высказаться ясно: мы выходим из Евросоюза не только для того, чтобы снова получить контроль над иммиграцией, но мы намерены снова стать полностью независимыми – страной, которая больше не является частью политического союза с наднациональными институтами, которые выше наших парламента и судов». При этом Мей заявила, что будет стараться в переговорах достигнуть максимум возможного, чтобы у британского бизнеса сохранилась прежняя возможность торговать в ЕС».
Европейские лидеры приветствовали «особую ясность», которую внесла Мей своей речью, но отметили, что рассчитывать на возможность сохранить выгоды не стоит: председатель Европейского Совета Дональд Туск указал, что «никакие неформальные переговоры не будут приоритетнее процедуры по статье 50, как могла рассчитывать Мей» (т.е. все пройдет согласно официальным процедурам – прим. ред), а премьер-министр Мальты Джозеф Мускат (а Мальта будет с марта 2017 г. председательствовать в ЕС) указал, что движение за «освобождение» от ЕС не может быть отделено от процесса выхода из единого рынка. Сторонники выхода высказываются в том ключе, что ничего страшного не случится, т.к. большая часть стран мира находится вне ЕС и общего рынка и никто, т.с. от этого не умер.
Противники Brexit напоминают о возможных ужасных последствиях. Лидер проевропейски настроенной партии «Либеральные демократы» Тим Фаррон, что страну ждет «трудный Brexit», который будет означать катастрофу для работников, бизнеса и всей экономики. «Премьер-министр прояснила вопрос со сроками, но возрастает необходимость разрешения остальных. Бизнес не может работать в потёмках», - говорит Каролин Фэйрбёрн, представитель Британского союза промышленников. «Последнее исследования показывает, что 76% руководителей компаний со штаб-квартирами в Британии подумывают о том, чтобы перенести головные офисы и часть бизнеса из страны. Было бы крайне небрежно со стороны руководителя не разработать «план Б» - говорит Симон Коллинз, руководитель KPMG, проводившего это исследование. - «Перенос головного офиса за границу – довольно радикальный выход, который привлечет внимание прессы, но бизнесмены могут частично перенести бизнес в ЕС, что привлечет куда меньше общественного внимания». Исследование KPMG, в котором участвовало 100 крупных британских компаний, показало, что большинство руководителей вполне уверены в экономике страны и развитии компании в ближайшие несколько лет, но более половины считают, что выход Британии из ЕС затормозит экономику страны, поэтому они допускают возможность переноса бизнеса.
Исследование, которое компания PwC провела с участием 115 компаний финансового сектора (а это более 2 млн. Рабочих место в Британии) свидетельствует, что «деловой оптимизм» снижается уже третий квартал подряд. «Это самый длительный период пессимизма со времен мирового финансового кризиса» Официальные данные свидетельствуют, что около 5500 британских компаний рассчитывают заниматься бизнесом в ЕС. Если они утратят автоматическое право входить на единый рынок, негативные последствия для них будут очень существенными. Агентство Bloomberg в понедельник процитировало руководителя RyanairHoldingsPlc Майкла O’Лири, который сказал, что последствия Brexit для крупнейшего дискаунтера Европы будут ужасными, т.к. фактически убьют возможность заработать прибыль не менее, чем на 4 года. Прогнозы для британской экономики по словам O’Лири весьма плохи.
Реакция рынков на воскресное заявление Мей не заставила себя ждать. В понедельник курс фунта к евро опустился до трехлетнего минимума, достигнув отметки €1,1433 за фунт. В последний раз дешевле фунт стоил 1 августа 2013 г., когда за него давали €1,143. Рассчитываемый агентством Bloomberg индекс (The Bloomberg British Pound Index), отслеживающий изменение курса фунта стерлингов к евро, доллару США, австралийскому и канадскому долларам, японской иене, швейцарскому франку, юаню и норвежской кроне, упал до отметки 666,84 пункта. По данным Bloomberg, достигнутое 3 октября значение стало наименьшим за всю историю индекса, расчет которого начался в 2004 году. С начала года он опустился в общей сложности на 17%.
Договоренность ОПЕК: была или нет?
Утром, 29 сентября, новостные порталы с подачи агентства Reuters облетела сенсация: «Страны ОПЕК впервые за последние восемь лет договорились снизить уровень добычи нефти». Это решение, которое, якобы приняли нефтедобывающие страны на неформальной встрече в Алжире, было ожидаемым и неожиданным одновременно. Мало кто из специалистов верил в его вероятность, хотя официально руководители стран членов-ОПЕК говорили о готовности сократить добычу чтобы заставить цены расти. Reuters сообщило, что страны – члены ОПЕК «договорились»: то есть решили добывать примерно на 700 тыс. баррелей в сутки меньше и сослалось на заявление министра нефти Ирана Бижана Зангане: «ОПЕК приняла сегодня исключительное решение Через два с половиной года картель достиг консенсуса по вопросу управления рынком». По словам Зангане в странах ОПЕК добыча будет снижена до 32,5–33 млн. барр. в сутки против текущего объема добычи 33,24 млн. барр. в сутки. Разница не большая, но сам факт договоренности уже казался результатом.
Затем Wall Street Journal выяснил, что игра была нечестной: до того, как было объявлено о сокращении добычи на встрече в Алжире, Саудовская Аравия предлагала «секретную сделку». Эр-Рияд был готов сократить суточную добычу на 400 тыс. барр. взамен на отказ Ирана от наращивания добычи (то есть остановится на 3,6 млн. барр. в сутки и не станет наращивать ее до досанкционного уровня в 4 млн. барр. в сутки). По словам источников WSJ, власти Саудовской Аравии обеспокоены тем, что цены на нефть ниже $50 за баррель в 2017 г. повлияют на оценку государственной нефтяной компании Saudi Aramco, выход которой на IPO планируется в 2018 г., а IPO Saudi Aramco является центральной частью плана по диверсификации экономики королевства в связи с изменениями рынка нефти. Однако, уже в понедельник, 3 октября появились сообщения, что страны ОПЕК увеличили добычу, несмотря на падение объемов крупнейшего производителя клуба Саудовской Аравии и первое за восемь лет соглашение об ограничении нефтедобычи между членами картеля в Алжире. Эта информация об увеличении добычи ОПЕК может вызвать дополнительные вопросы к способности картеля придерживаться соглашения сдерживать добычу в диапазоне 32,5-33 миллиона баррелей в сутки. «В сентябре нефтедобыча ОПЕК может достигнуть рекордных уровней благодаря увеличению Ираком экспорта сырья в соседние северные страны и возобновлению работы трех основных нефтяных терминалов в Ливии», сообщило 3 октября Reuters.
Имеет смысл по данному поводу привести несколько цитат из интервью с Михаилом Крутихиным – известным в РФ специалистом по рынку нефти, партнером агентства RusEnergy. Крутихин еще до встречи в Алжире, ранее как и до прошлогодней встречи в Дохе говорил, что ОПЕК не сможет ни о чем договориться: никто не захочет уступать свою долю рынка.
Цитирую Крутихина по «Новым известиям»: «Никакой договоренности ОПЕК нет. Есть просто некая декларация о намерениях вернуться к этому вопросу на саммите ОПЕК в Вене в конце ноября. Это агентство Reuters поспешило выступить с громким сообщением о заморозке добычи с какими-то конкретными цифрами, которые потом не получили официального подтверждения – то есть, оказались взятыми с потолка. Я расцениваю это просто как словесную интервенцию, причем не очень красивую, призванную оказать влияние на рынок. Не случайно нефть сразу подорожала на 5%». «Любые неформальный договоренности носят исключительно декларативный характер. Ни один из членов ОПЕК в отсутствии официального соглашения о заморозке не только с другими странами картеля, но и со всеми экспортерами нефти, добровольно сокращать свою добычу не будет. Причина предельно проста и понятна – если они сами уйдут с рынка, их место тут же займет кто-то другой. Хотя бы США со своей сланцевой нефтью, ведь Америка никаких ограничений на себя не взяла. Хорошо известно, что американским сланцевым компаниям достаточно цены в 48-50 долларов за баррель, чтобы получать прибыль, и соответственно, наращивать добычу. США уже объявили, что готовы за год увеличить добычу на 700 тыс. баррелей в сутки – это весьма серьезная цифра».
Вопрос журналиста НИ: «Что будет дальше происходить с ценами на нефть, которые уже отреагировали повышением на новости из Алжира?
Ответ Крутихина: Если не последует каких-то новых словесных интервенций панического или, наоборот, излишне оптимистического характера, то ничего особенного не произойдет: цены останутся в том же диапазоне 40-50 долларов за баррель, в котором они пребывают все последние месяцы. Но если вдруг случится серьезное падение экономики Китая – страны, которая сейчас предъявляет наибольший спрос на нефть, то это способно придавить цену барреля…. - Надо понимать, что на реальном рынке предложение по-прежнему превышает спрос на 1-1,5 млн. баррелей в сутки и ничего ровным счетом после встречи в Алжире здесь не изменилось…».
Autor: Анастасия Тидо
Похожие статьи
Из-за снижения доходов от продажи билетов ирландский лоукостер Ryanair потерял в прошлом квартале прибыль и, несмотря на увеличившееся количество клиентов, его результаты были ниже ожидаемого.
Опубликованная только что статистика по инфляции в Великобритании, показала, что цены в стране выросли на 2.3%. Это самая высокая цифра, начиная с сентября 2013-го года. Но самое интересное то, что эта цифра превысила целевой уровень Банка Англии.
Крупные банки могут покинуть Великобританию из-за брексита уже в начале 2017 года, считает глава Ассоциации британских банкиров (BBA) Энтони Браун.
Покупка недвижимости в Дубае с целью получения пассивного дохода или оформления вида на жительство доступна, не выходя из дома. В этом интервью Игорь Кинг расскажет о динамично развивающемся рынке недвижимости в Арабских Эмиратах, возможностях, которые он предлагает инвесторам, и причинах, по которым приобретение жилья для аренды здесь является выгодным решением.