В соответствии с недавним законопроектом Министерства финансов, в случае обоснованного запроса налоговый управляющий может получить доступ к информации, которую врачи обязаны держать в секрете.
В феврале этого года Министерство финансов представило к согласованию в Министерство юстиции проект закона, изменяющий закон о налогообложении и закон об электронной связи.
Новый законопроект даст налоговому управляющему право получать доступ к любой базе данных, на основании обоснованного запроса, чтобы оценить риск налогового правонарушения. Администратор базы данных имеет право не выполнять запрос только в том случае, если у него есть законное право отказать в предоставлении данных. И Союз Пациентов Эстонии, и инспекция по защите данных указали, что законопроект, по сути, даёт налоговым исполнителям право требовать информацию из любой государственной базы данных. В том числе из информационной системы здравоохранения, центра рецептов и базы данных здравоохранения (базы данных по лечению наркозависимости, прерывание беременности и т.д.). Учитывая, что некоторые базы данных, содержат деликатные личные данные, то больше всего беспокоят данные о здоровье и неприкосновенности частной жизни.
Утечка секретов в медицинском праве, информация о состоянии здоровья связана с принципами конфиденциальности и секретности. Это одно из самых старых обязательств поставщика медицинских услуг, которые дали клятву Гиппократа. Защита данных о состоянии здоровья необходима для поддержания доверительных отношений между врачом и пациентом. Пациент должен иметь возможность поделиться интимными подробностями о здоровье.
Поскольку законопроект не исключает доступ к информационной системе здравоохранения, сведения, которые врач должен держать в секрете, могут быть, скажем так, слиты государству, если налоговый управляющий представит т.н. обоснованный запрос.
Например, государство может заинтересовать дорогостоящая операция в частной клинике или человек не приходящий на встречи с налоговым управляющим, ссылаясь на проблемы со здоровьем. Для обеспечения защиты секретности данных о здоровье, законодатель установил в конституционных судопроизводственных кодексах право медработников и фармацевтов отказаться о дачи показаний в качестве свидетеля о ставших им известными из-за их рода деятельности данных о человеке, таких как национальность , искусственное оплодотворение, семья или состояние здоровья.
Законопроект, который создаёт возможность для государства собирать доказательства, например из регистра лекарств или из информационной системы здравоохранения, не согласуется с уже существующими нормативными актами.
Тенденция к слежению
Мы имеем дело с принципиальными вопросами возможности и дозволенности слежения. Это далеко заходящая проблема, в дополнение к тому, что предотвращение опасности это также сбор данных и действующий закон об охране общественного порядка позволяет использовать методы государственного надзора для предотвращения опасности.
В разработке законопроекта, изменяющего закон о налогообложении и закон об электронной связи, следует учитывать, что электронный сбор персональных данных и создание баз данных, показывают тенденции к росту.
Министерство финансов ответило Союзу Пациентов Эстонии, что авторы законопроекта не смогли обнаружить каких-либо данных в информационной системе здравоохранения, которая может потребоваться для оценки риска налогового правонарушения. Тем не менее, Министерство финансов пока не договорились по этим вопросам об изменении или уточнении законопроекта. Можно поднять провокационный вопрос – считает ли государство соблюдение налогового законодательства более важным преимуществом, чем здоровье своих граждан или нет?
Марелле Лепик, адвокат адвокатского бюро LMP
Autor: Марелле Леппик
Похожие статьи
За октябрь-декабрь прошлого года в результате «консультаций» с Налогово-таможенным департаментом (читай: добровольно-принудительно) добавилось 157 получателей зарплаты, и от них за три месяца налоги составили 210 000 евро.
Микропредприниматель, владелец Leisi Lapikoda взывает к морали. Налоговой.
То есть, эстонская налогообязанная по НСО фирма приобрела для своих нужд автомобиль в Германии, в Польше, в Литве у тамошнего предприятия. Могут ли появиться при этом налоговые проблемы?
Рассмотрение одной распространённой налоговой проблемы начнём с реального примера сложной ситуации по применению закона о налоге с оборота. Случилось так, что эстонская фирма переплела по заказу финской типографии тираж книги, напечатанной в Финляндии. При этом технической операции «одевания» книги в переплёт предшествовала творческая работа эстонского художника по созданию макета обложки.