Ещё в мае нынешнего года «Деловые ведомости» писали о том, что недовольные руководством крупного портового оператора Transiidikeskuse AS работники намерены усадить своего работодателя за стол переговоров, а если договориться не удастся, то выйти на забастовку.
Договориться не удалось. На прошлой неделе трое работников Transiidikeskusе AS вышли на забастовку. Как сообщил председатель Независимого профсоюза моряков Эстонии (EMSA) Юри Лембер, эти трое мужчин пикетировали против увольнения лидера профсоюзов предприятия Сергея Мастепана и требовали его восстановления на работе. На сегодня дело об увольнении Мастепана передано в суд.
Компания Transiidikeskusе AS принадлежит Анатолию Канаеву, который в последнем рейтинге самых богатых людей Эстонии занял 17-е место, и имущество которого оценено газетой Aripaev в 88,5 млн. евро.Не секрет, что Transiidikeskusе AS не признаёт деятельности профсоюзов. Весной Лембер разговаривал с Канаевым лично на эту тему, и руководитель предприятия сказал, что его это не интересует.Причиной недовольства работников стало то, что после объединения AS Referta с Transiidikeskusе AS в 2012 году, перестали выплачивать квартальные премии, которые работники получали более 10 лет. В результате общий доход работников низшего звена не вырос, а у некоторых и упал. «В 2014 году мой годовой доход, например, упал на 8%, это учитывая, что докеры за свой тяжёлый и опасный труд и так получают сейчас зарплату ниже средней по Эстонии», - сообщил ныне уже бывший работник предприятия Сергей Мастепан ДВ в мае.Руководство своими действиями, по мнению Мастепана, само подталкивало людей активно вступать в профсоюз, которого якобы не было. В июне 2012 года в организации числилось 8 членов, а после случая, когда за проступок одного из работников всю бригаду лишили рождественской премии, бригада скопом вступила в организацию. И на начало 2013 года в профсоюзе было уже 75 человек.Договор или забастовка
В ноябре прошлого года состоялось собрание членов профсоюза, где, как видно из протокола, речь шла о создаваемом тексте коллективного договора, а Сергей Мастепан был избран доверенным лицом профсоюза. 9 января и 10 февраля этого года, по его словам, он дважды пытался через секретаря записаться на приём к руководителю предприятия Эрику Лайдвеэ, чтобы представиться и предложить сотрудничество, однако тот не нашёл времени для этой встречи.В начале мая профсоюз намерен официально заявить о начале переговоров по коллективному договору. В этом договоре он просит ввести на предприятии страхование от несчастного случая и страхование жизни, а также закрепить минимальную оплату рабочего места на предприятии.«Если руководство не ответит, мы вынуждены будем обращаться за помощью к госпримирителю. Судя по всему, без этого не обойдётся. Если и тогда переговоры зайдут в тупик, то профсоюз будет вправе организовать забастовку. Все понимают, что это никому не выгодно, но в этом году наступил критический момент, и люди теперь настроены очень решительно», - говорил ещё весной Мастепан.
Кто воду мутит?
«Деловые ведомости» тогда же, в мае, обратились к руководителю Transiidikeskusе AS Эрику Лайдвеэ c вопросами, перечислив все озвученные профсоюзом претензии. По оценке руководства, профсоюза на предприятии не существует, поэтому садиться за стол переговоров не с кем, а EMSA вводит всех в заблуждение, чтобы собрать побольше членских взносов.Несмотря на то, что страхование работников сегодня не является обязанностью работодателя, все работники Transiidikeskusе AS, по утверждению его руководства, имеют страхование жизни и страховки на случай несчастного случая на производстве. Так же, как и премии не являются обязательными выплатами, тем не менее Transiidikeskus утверждает, что на предприятии существует система выплат по результатам труда. Если раньше премия была просто доплатой всем, теперь - нет.«Правление Transiidikeskusе AS принимает своих работников каждый четверг. У Transiidikeskusе AS нет ни профсоюза, ни законно избранного доверенного лица. Кто-то из наших работников может быть, конечно, членом EMSA, но нас это не касается, и мы об этом ничего не знаем», - сказал Лайдвеэ ДВ в мае.Кроме того, для поддержки своих работников и улучшения трудовой среды компания ежедневно делает множество мелочей: комплексные обеды по льготной цене, транспорт, спецодежда и бельё, юбилейные пособия, пособия по рождению ребёнка, медицинские проверки, рождественские подарки детям, обучение и повышение квалификации, дополнительные отпуска и многое другое. «Для чего составлять коллективный договор о том, что в фирме уже успешно делается? Интерес EMSA заключается в доказательстве своей необходимости, чтобы с людей собирать взносы себе на зарплату. Мы в этом участвовать не обязаны. С кем садиться за стол переговоров, если на предприятии нет коллективных трудовых отношений? Существовавший в нашей дочерней компании коллективный договор был расторгнут в 2012 году по соглашению сторон, и за это выступили все работники», - сказал он.
Похожие статьи
Прошлый год был одним из худших для транзитного сектора Эстонии. Например, за год компания Transiidikeskus потеряла 20% от оборота контейнеров, а убытки компании Eesti Raudtee достигают миллионов евро.
Как сообщил председатель Независимого профсоюза моряков Эстонии (EMSA) Юри Лембер, эти трое мужчин пикетируют против увольнения Сергея Мастепана и требуют его восстановления на работе.