Флагман отечественной IT-сферы угодил в скандал с госзаказом. Чиновники, допустившие ляпы, как всегда, “в белом”.
Nortal AS является одним из самых успешных инновационных предприятий Эстонии. В ходе вспыхнувших недавно скандалов СМИ буквально «распяли» компанию. ДВ разбирались
с ситуацией, которая осталась без должного освещения.
История Nortal начинается в 1985 г., когда было создано финское предприятие CCC Corporation OY. «Эстонские корни» Nortal находятся в Тарту, где в 2000 г. было основано AS Webmedia. До 2011 г. оба предприятия развивались параллельно.
Webmedia к концу прошлого десятилетия по праву стало считаться наиболее мощной эстонской компанией, работающей в области информационных технологий. В 2011 г. Webmedia выкупило CCC Corporation, и в результате этого поглощения образовалось AS Nortal.
Сегодня годовые обороты концерна, в который входит ряд дочерних компаний из разных стран, составляют десятки миллионов евро. Не секрет, что одним из залогов успеха многих предприятий сегодня являются государственные заказы. По данным регистра госпоставок, с 2011 г. компания участвовала в 140 тендерах, из них 100 выиграла. До 2011 г. Webmedia тоже не было обделено государственными и европейскими деньгами. Но где большие бюджетные деньги, там не обходится без жёсткой конкуренции, скандалов и «подножек». Одна из таких историй - недавний скандал с заказом Департамента шоссейных дорог.
Как это было… Не надо «умничать»
Недавно в СМИ появились новости о том, что Nortal может выиграть объявленный Департаментом шоссейных дорог (Департамент) тендер на 6,3 млн. евро по цене, выше предлагаемой конкурентами, только потому, что обратило условия тендера в свою пользу. Департамент указал в условиях тендера, что при определении победителя больше всего баллов принесёт цена, которая будет на 10% ниже средней цены всех предложений.
Nortal представило на тендер три предложения. Помимо материнской компании - Nortal AS - свои документы подали финская и литовская дочерние фирмы, ценовое предложение которых было в два-три раза выше. Это взвинтило среднюю цену, в результате чего выиграло предложение Nortal AS, тогда как на самом деле цена его предложения была выше цен, предложенных конкурентами.
Последние были возмущены и немедленно отреагировали. Директор участвовавшей в тендере фирмы Finestmedia AS Прийт Пенъям сказал, что конкуренты Nortal не обрадуются, если тендер на 6,3 млн. евро выиграет не самое оптимальное, а самое хитрое предложение. «Если Департамент шоссейных дорог планирует продолжить тендер, дав рынку сигнал, что такие манипуляции возможны, то Минфину стоит ввести надзор за гостендерами», - считает Пенъям.
«Я думал, что такие вещи уже остались в прошлом, когда заказчик объявляет тендер, не продумав до конца все возможности для манипулирования, а участник тендера проявляет хитрость. - говорит Прийт Конго из Net Group OU. - Cотрудничали ли между собой эти дочерние предприятия Nortal или их предложения были независимыми – это у них надо спрашивать. Вопрос в том, насколько заказчик сам доволен сложившимся положением вещей». Руководитель Datel AS Урмас Кылли считает, что ситуация, сложившаяся с этим тендером, свидетельствует о наличии «дыр» в законодательстве.
«Предприятие ведёт деятельность в пределах того, что установлено законодательством, и его нормы делают подобные вещи возможными, - говорит он. - Применять нормы следует исходя из содержания отношений, чтобы не оставалось места для «спецэффектов». Если посмотреть, какие тендеры объявляются публичным сектором, то цена не должна быть единственным определяющим критерием. Также Закон о госзаказе не должен позволять делать дурацкие предложения».
Стоит ли на зеркало пенять?
Руководство Nortal придерживается иного мнения о происходящем: по какой-то причине Департамент не принял во внимание разработанные для таких заказов рекомендации специалистов.
«Мы много и постоянно говорили о том, что сам процесс госзакупок в IT надо менять, и это не только наше мнение. Над этой проблемой работало много опытных и знающих людей как из госсектора, так и из частного сектора, в том числе из нашей компании, - пояснил член правления Nortal Олег Швайковский. - Например, совместная рабочая группа ITL (http://itl.ee/), куда входили представители госаппарата и многих ведущих ИТ-компаний, выработала ряд рекомендаций, в частности, рекомендации по тому, как выбрать наиболее подходящее решение. Возникает вопрос – почему сейчас, в крупнейшем тендере в ИТ-секторе за последнее время Департамент не принял абсолютно во внимание рекомендации этих рабочих групп? В выработке этих рекомендаций участвовали квалифицированные специалисты и руководители из Минфина, Минюста, МВД, RIA. Мы не понимаем, почему были проигнорированы эти рекомендации». О том же сказал ДВ присяжный адвокат, партнёр бюро Glimstedt Прийт Лятт: «При организации тендеров заказчику не нужно изобретать велосипед, а стоит использовать типовой договор для госзаказов на разработку программного обеспечения либо хотя бы основные условия этого договора. Особенно это актуально для объёмных заказов на разработку, каким был этот последний заказ Департамента. При использовании средств Европейских структурных фондов этот типовой договор является образцом (постановление Минэкономики № 31 от 15.04.2015 г. «Порядок и условия предоставления субсидий на развитие публичных услуг»).
Кто был мишенью - Nortal или Сийм Каллас?
Nortal пригласило бывшего вице-президента Европейской комиссии Сийма Калласа стать советником предприятия. СМИ возмущены. Почему?
Европейская комиссия дала Калласу разрешение занять эту должность, не найдя оснований для отказа. Калласу поставлен ряд условий, которые он должен будет выполнять . Однако бельгийское издание Politico намекнуло на лоббирование интересов Nortal. Поскольку Politico процитировало члена Европарламента Индрека Таранда, не сложно догадаться, откуда им получена информация. Подозрения в отношении Калласа могут оказаться связаны с личными мотивами. По нашим данным, между Тарандом и Калласом имеется серьёзный застарелый конфликт, позволяющий допустить необъективность евродепутата. ДВ спросили Таранда об этом прямо. «Разве Месси бьёт по воротам из-за личной неприязни к мадридскому «Реалу»? Нет, просто он хороший игрок и вкладывает всю свою энергию. Так и я. Ничего личного, чистая политика», - ответил Таранд.
Как пояснил ДВ руководитель Nortal Прийт Аламяэ, лоббирование его компании не требуется. «Сегодня, говоря о построении информационного общества, под этим понимают совокупность ИТ-проектов. Но эстонский опыт последних 20 лет показывает, что преобразования такого уровня – это сложная комплексная задача, в т.ч. законодательного уровня, задача реформы самого процесса госуправления. И IT в этом процессе - не более чем инструментарий для преобразований. Всю эту совокупность (законодательство, реформу процесса госуправления, ИТ-инструментарий и т.д.) мы называем «Good Governance», - рассказал Аламяэ. - Эстонии есть что сказать об этом в мире, но говорить должны не столько технологи, сколько госуправленцы высшего уровня, понимающие задачу. Именно поэтому мы обратились к г-ну Калласу. Он, как немногие, понимает процесс госуправления на разных уровнях, умеет убеждать. С ним руководители высшего уровня других государств говорят на равных. Nortal, кстати, занимается этим же несколько лет в разных странах.
Например, на этой неделе будет официально запущено наше решение в Омане под названием Invest Easy. В рамках этого проекта регистрация новых предприятий в Омане будет, в некоторых случаях, быстрее и проще, чем в Эстонии. У них, например, простые формы предприятий можно будет зарегистрировать за 3 минуты (сравните это с нашими 18-ю минутами). И это тоже пример проекта, где трансформация самого процесса гораздо важнее, чем просто ИТ-решение».
Адвокат: сами виноваты
По мнению партнёра адвокатского бюро Glimstedt Прийта Лятта, Департаменту следовало бы признать свой просчёт.
Участие «втроём» в тендере соответствует закону. Комиссия по возражениям (орган при Минфине, рассматривающий споры о тендерах. – Прим. ред.) признала самостоятельность предприятий, входящих в состав концерна и не согласилась с тем, что такие предприятия нужно считать одним лицом. Также Nortal обвиняли в том, что компания не оспорила тендерную документацию. Однако сложившаяся практика споров о госзаказах такова, что жалоба оферента остаётся без удовлетворения, если тендерная документация (в том числе проект договора) не препятствует ему участвовать в тендере и не исключает возможность заключения таким оферентом договора о госзаказе. У оферента в таком случае отсутствует субъективное нарушенное право. Так что Nortal прсто не могло оспаривать эти условия квалификации, что бы там ему ни предъявляли.
В данном случае заказ Департамента был сформулирован так, что его условия не отвечали этим типовым. Есть риск, что если заказчик заключит рамочный договор на основании этого тендера, то европейские деньги потом истребуют обратно, поскольку были нарушены требования постановления Минэкономики. Департаменту стоило бы рассмотреть возможность признания этого тендера несостоявшимся и объявления нового тендера.
Autor: Анастасия Тидо
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
По словам председателя правления Nortal Прийта Аламяэ, схитрив на конкурсе Департамента шоссейных дорог, компания провела социальный эксперимент, чтобы обратить внимание на проблемы в организации госпоставок. По словам Аламяэ, компания уже отозвала свое предложение с конкурса.
Nortal AS удалось победить в тендере, организованном Департаментом шоссейных дорог, но вскоре компания сняла свое предложение. И СМИ и заказчик обвинили руководство Nortal в нарушении этики ведения бизнеса из-за «излишне творческого» подхода к процедуре. Так ли все просто в этой истории? Кто на самом деле прокололся?
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.