Недавно мы писали о предпринимателе Аароне Аркадии Райхштейне, который со своими партнёрами купил «дочку» Estonian Air – Estonian Air Regional. Однако это не единственное государственное имущество, к которому, видимо, имеет отношение Райхштейн, а бизнес-авиация – не единственная сфера его интересов.
- Топливный терминал Scantrans Foto: Raul Mee
В 2011 г. было объявлено банкротом AS Scantrans. В состав активов Scantrans входил топливный терминал в порту Пальяссааре - более чем интересный имущественный комплекс (см. К сведению). До банкротства Scantrans принадлежало частному предприятию AS Semiramis и государственной компании AS Tallinna Sadam. Попытки собственника сохранить предприятие в ходе процедуры банкротства успехом не увенчались. Эта история заслуживает подробного освещения, и начать её имеет смысл с инвестиций Аркадия Райхштейна в эстонскую экономику.
Райхштейн познакомился с предпринимателем Владимиром Клейнером в США, где они в 1998-1999 гг. вместе учились в Международном университете Шиллера. В 2010 г. Райхштейн приехал в Таллинн, где жил Клейнер. Последний был на тот момент членом правления AS Scantrans. Между приятелями по университету завязались деловые отношения. Идиллия длилась не долго.
Дружба дружбой, а табачок...
В начале 2012 г. Клейнер подал в полицию заявление о том, что, по его мнению, есть основания для лишения Райхштейна вида на жительство (ВнЖ) в Эстонии, так как он был выдан для предпринимательства, а основания были фиктивными. Для проверки заявления Клейнера было возбуждено уголовное дело. Какая же чёрная кошка пробежала между партнёрами?
Клейнер был собственником Finance TVS OU (Finance TVS). В конце августа 2010 г. Finance TVS приобрело 100% акций AS Scantrans Terminal - будущего оператора топливного терминала. Поскольку задолго до этого Клейнеру был предъявлен иск Lukoil Eesti на крупную сумму о возмещении ущерба и перспективы спора были неясными, он решил «переместить» своё имущество и продал Finance TVS Райхштейну. Сделку оформили 14 сентября 2010 г. Таким образом, Райхштейн стал собственником Finance TVS и 100% акций Scantrans Terminal. Далее, по словам Клейнера, Райхштейн предложил увеличить уставный капитал Finance TVS, т.к. такая инвестиция давала ему возможность получить ВнЖ в Эстонии для предпринимательства (на сегодня Райхштейн имеет гражданство Израиля и отказывается от гражданства РФ. - Прим. ред.). Клейнер согласился на увеличение капитала, т.к. он по-прежнему считал продажу технической и временной и ему действительно были нужны деньги на оперирование топливным терминалом.
Круговое инвестирование?
Протоколом от 5 ноября 2010 г. оформлено решение Райхштейна об увеличении капитала Finance TVS до минимального размера в 100 тыс. евро. В ноябре 2010 г. Райхштейн несколькими траншами внёс на счёт Finance TVS средства, часть которых пошла на увеличение капитала, а часть была оформлена как заём от собственника.Клейнер утверждает, что средства, которые Райхштейн якобы инвестировал, были на самом деле просто «прокручены» и вернулись ему обратно, в экономику Эстонии они не попали. Статья 192 Закона об иностранцах в редакции, действовавшей на момент получения Райхштейном ВнЖ, гласит, что для предоставления вида на жительство для предпринимательства необходимо, чтобы иностранцем уже был инвестирован в предпринимательство в Эстонии по крайней мере 1 млн. ЕЕК. Так был ли инвестирован в экономику Эстонии этот миллион крон на момент подачи ходатайства о ВнЖ?
Клейнер утверждает, что не был. Подробно операции по перечислению средств обратно Райхштейну Клейнер изложил в заявлении в полицию (см. Цифры). Райхштейн эти обвинения отвергает и указывает, что внёс инвестиции на большую сумму, чем миллион крон (см. интервью на с.6). В пояснениях следствию Райхштейн указал, что у него в Эстонии несколько предприятий: кроме Finance TVS это Free NRG OU, Macms Trading OU, Main Passenger Club OU. Правда, три последних фирмы из этого списка были зарегистрированы или приобретены Райхштейном значительно позднее подачи ходатайства о предоставлении ВнЖ.
Также из имеющейся у ДВ переписки между Клейнером и Райхштейном следует, что Райхштейн был знаком с одним из организаторов «фабрики видов на жительство» (см. Справку) Николаем Стельмахом и последнему платили крупные суммы (48 000 ЕЕК, 10 000 и 24 000 ЕЕК), однако покупку ВнЖ Райхштейн категорически отрицает. Он также отрицает, что когда-либо поручал Клейнеру платить Стельмаху или оплачивать его личные расходы со счетов компании. «Это абсолютно невозможно, чтобы мне возвращались эти мелкие и крупные суммы, как говорит Клейнер, - пояснил Райхштейн. - Я уверен, что когда мы с ним разделились, он оставил деньги себе». Следователь допросил Райхштейна, изучил ситуацию и пришёл к выводу, что уголовное дело нужно закрыть, так как для производства нет оснований (п.1 ч.1 ст.199 УПК). По словам Райхштейна, Клейнер ведёт такое количество судебных тяжб, что Райхштейн уже давно перестал воспринимать их всерьёз. «Я верю в эстонские суды, судей и полицию», - говорит он. Уголовное дело было закрыто за отсутствием доказательств фиктивности инвестирования.
Факты о топливном терминале AS Scantrans
АS Scantrans - акционерное общество с участием государственного и частного капитала. Сейчас находится в процедуре банкротства, и о фактическом перечне имущества на данный момент у нас нет данных. Ниже - информация, актуальная до начала процедуры банкротства.
AS Scantrans было расположено на территории вдоль южной береговой черты порта Пальяссааре, в границах города Таллинн. Территория терминала составляла 6,40 гектара. Терминал использовал собственный причал 34 порта Пальяссааре, а также по договорённости причал 33.Причал 34 был пригоден для приёма судов с осадкой до 6,5 м и длиной до 135 м.Причал 33 был пригоден для приёма судов с осадкой до 8,5 м и длиной до 180 м.Важнейшим звеном в производстве операций по перекачке нефтепродуктов на терминале были 4 насосных станции.Ёмкость резервуарного парка - 47 370 куб. м, число резервуаров - 33 штуки.АО Scantrans принадлежал железнодорожный подъездной путь общей протяжённостью в 2106 м. Одновременный приём - 25 цистерн.В собственности АО Scantrans находились два тепловоза для осуществления маневровых работ. Доставка вагонов со станции Таллинн производился тепловозом оператора.Железнодорожный путь имел 3 фронта разгрузки, в том числе один вместимостью 9 цистерн для тёмных нефтепродуктов, требующих подогрева. Возможности выгрузки для светлых нефтепродуктов - 70 цистерн в сутки и для тёмных нефтепродуктов, требующих подогрева, - 27 цистерн в сутки (зимой 12-15).Гибкие технические возможности терминала позволяли осуществлять выгрузку-погрузку нефтепродуктов во всех направлениях (ж/д вагоны – ёмкостной парк – судно/автотранспорт; ж/д вагоны – судно и наоборот). Наличие раздельных трубопроводов и четырёх насосных станций позволяли осуществлять несколько процессов грузовых операций одновременно.Для отпуска бензина, дизтоплива, покрашенных (маркированных) нефтепродуктов, тёмных нефтепродуктов и минеральных масел в автоцистерны/бензовозы имелись 5 автоэстакад. Одновременная загрузка - до 6 автоцистерн, скорость налива тёмных нефтепродуктов и масел - 50 куб. м/час, светлых нефтепродуктов - 100 куб. м/час.
Autor: Анастасия Тидо
Похожие статьи
Компания Estonian Air основала дочернюю фирму Nordic Flyways, которая начнёт предлагать транспортные услуги другим авиакомпаниям.
Аркадий Райхштейн утверждает, что все обвинения Владимира Клейнера - ложь, а деньги он увёл из Scantrans на счета Anreda Business Ltd сам.