Со следующего года уже и Литва переходит на евро. Можно сказать, страны Балтии объединяются, не только в едином таможенном, но теперь и в едином валютном пространстве.
Нельзя сказать, что существенное, но некоторое конкурентное преимущество членство в еврозоне, вероятно, даёт.
Но и без этого, пусть небольшого, но преимущества Литва в посткризисные годы сумела продемонстрировать впечатляющие темпы развития и не только догнала, но и в чём-то перегнала Эстонию.
Газета Aripaev пишет со ссылкой на данные Евростат, что Литва уже два года как опережает Эстонию по такому показателю, как ВВП на душу населения с учётом паритета покупательной способности.
Речь правда идёт не об абсолютных цифрах, а об относительных, но тем не менее у нас 72% от среднего по ЕС уровня, а у литовцев уже 74%. В Латвии, которая с этого года в еврозоне, этот показатель достиг 67%.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что если Эстония за 7 последних лет прибавила лишь 2%, то Латвия 10%, а Литва – все 12%.
Сам факт того, что наши южные соседи быстро богатеют и уровень жизни приближается к среднеевропейскому, на самом деле хорошая новость. Но трудно не согласиться с экспертами, что столь низкие темпы роста ВВП в Эстонии - как минимум повод задуматься.
Министр внешней торговли и предпринимательства Анне Суллинг говорит, что не стоит придавать большого значения приведённому показателю, в абсолютных цифрах южным соседям до нас далеко.
Литва нас опередила, потому как у них цены ниже. Поэтому при более низких доходах уровень жизни выше.
Но это явно не причина для самоуспокоения. Скорее наоборот, более низкие доходы наряду с более низкими ценами означают, что у соседей сохраняется потенциал для дальнейшего движения, тогда как у нас он по-прежнему ограничен.
Можно вспомнить, что в своё время Эстония имела определённые преимущества благодаря близости к богатой Финляндии.
Кроме того, вероятно, свою роль играли и меньшая численность населения, и небольшие размеры страны, что позволяло быстрее проводить те или иные преобразования и быть несколько гибче в условиях международной конкуренции.
Соответственно, большие по размеру и населению Литва и Латвия оказались более инерционными. Плюс к тому относительная удалённость от богатых северных соседей в какой-то мере также негативно сказывалась на притоке инвестиций. Но зато и сдержала рост цен. Возможно, сейчас мы видим как раз тот эффект, что теперь эта инерция работает на соседей. И здесь как раз позитивное следствие даёт то, что Литва и в меньшей степени Латвия имеют большие трудовые ресурсы.
Наверно, не стоит сбрасывать со счетов и несколько более благоприятные климатические условия, позволяющие иметь в том числе и более продуктивное сельское хозяйство.
Иными словами, есть все шансы, что тенденция к сокращению разрыва в развитии Эстонии и других стран Балтии сохранится. И вполне возможна ситуация, когда мы окажемся в хвосте, и уже не только по относительным, но и по абсолютным показателям.
На сегодняшний день вряд ли ещё есть какие-то относительно простые и быстрые решения, которые позволили бы Эстонии снова ускориться в своём развитии.
Какие-то налоговые игры существенные изменения принести вряд ли могут. А о том, чтобы снизить налоговую нагрузку, вообще речи не идёт.
Ситуация с транзитом известно какая, и прорывов здесь ожидать не приходится, скорее наоборот.
Не стоит ожидать никаких экономических чудес, которые позволили бы Эстонии дать импульс для нового рывка, позволяющего как минимум достичь среднего по ЕС уровня жизни.
На самом деле нет альтернативы развитию так называемой умной экономики. А это долгая методичная работа и инвестиции в образование и науку.