Глава совета Банка Эстонии Март Лаар подтвердил, что центробанк начал расследование по вопросу о многомиллионных гарантийных письмах, которые Сийм Каллас в качестве главы банка выдавал в середине девяностых годов.
Лаар сказал изданию Eesti Paevaleht , что, несмотря на утверждения Калласа, никакого кризиса ликвидности на тот момент в стране не было. Поэтому газета задается вопросом – почему, в таком случае, Каллас хотел привлечь в банк еще больше денег, если в этом отсутствовала прямая необходимость?
С другой стороны, в банках на тот момент хранилось не так уж много денег налогоплательщиков, из-за чего банкам необходимо было зарубежное финансирование.
Лаар сказал, что необходимо выяснить, что именно произошло в Банке Эстонии. Даже если сделка не состоялась, странно, что премьер-министра страны не проинформировали о таком масштабном плане, считает он. «В Банке Эстонии начато расследование случившегося. Просмотрены архивы 20-летней давности, по мере возможностей – годовые отчеты за 1993-1996 годы», - пояснил Лаар. По его словам, пока ни одного намека на гарантийные письма найдено не было.
Никто из экспертов, опрошенных изданием, не смог сказать, с какими целями мог планироваться подобный заем, и почему для этого использовались предприятия сомнительного происхождения.
Калев Кукк, входивший в совет Банка Эстонии во времена Калласа припомнил, что вопрос о 20-миллионном займе был однажды на повестке дня во время заседания правительства, однако эта мысль была отвергнута под влиянием одного из тогдашних министров Энделя Липпмаа.
Издание связалось также с Леонидом Апананским, который отрицал какое-либо сотрудничество с Банком Эстонии, Сиймом Калласом и его коллегами. Однако он сказал, что хорошо знаком с еще одним лицом, упомянутым на гарантийных письмах. Это юрист Ран Газит, проживающий в Тель-Авиве, близкий друг Апананского. Впрочем, Апананский не смог прокомментировать возможную связь Газита с Банком Эстонии: «В оружейной сделке он представлял Израиль, но Банк Эстонии никак не был связан с оружейной сделкой», - сказал он.
«Спустя пару десятков лет сделать всевозможные бумаги просто, и это какая-то совсем ложная вещь. Я с Банком Эстонии никогда в жизни не имел дел», - сказал Апананский.
Похожие статьи
Восемь депутатов Европейского парламента, в том числе и евродепутат от Эстонии Индрек Таранд, отправили президенту Европейской комиссии Жозе Мануэлю Баррозу письмо, в котором обвиняют стремящегося в премьер-министры Эстонии еврокомиссара по вопросам транспорта Сийма Калласа в нарушении действующих правил.
«Я отказываюсь от роли кандидата в премьер-министры, которую мне предложил Андрус Ансип, и которая была одобрена партией», - сообщил сегодня Сийм Каллас.
По словам кандидата в премьер-министры Сийма Калласа, гарантийное письмо Банка Эстонии на сумму в 100 миллионов долларов – это образец, который он подписал по глупости.
Банк Эстонии намеревался заложить государственный лес для обеспечения гарантий Калласа.
Газета Eesti Paevaleht пишет, что нынешний кандидат на пост премьер-министра Сийм Каллас, будучи президентом банка Эстонии, выдал в 1994-1995 годах десять гарантийных писем на общую сумму около 1,3 млрд крон.