Экономический аналитик и предприниматель Райво Варе рассказал ДВ об экономических итогах уходящего года.
Были ли 2013 год успешным на фоне 2012-го? Чем этот год вам запомнился?
Да, был успешнее предыдущего. Но не в смысле цифр роста, а в смысле улучшения атмосферы. Как у нас, так и во всем мире. Но в то же время общая неуверенность еще далеко не преодолена. А тем самым нельзя сказать, что все, что могло пугать, уже отпугало.
Произошли ли в 2013 году какие-то большие события, которые повлияли на нашу экономику и предпринимательство (законы, международные договоры и пр.)?
Наверняка было немало важных событий, которые в той или иной степени повлияли на нашу экономику и предпринимательство. А вот какое-то одно, решающее, выделить не могу. Если взять в общем, то всему миру на пользу пошло улучшение темпа восстановления экономики США. Свою роль сыграла вновь проявившаяся способность эстонских предпринимателей приспосабливаться к меняющимся условиям рынка.
Какие хорошие или плохие тенденции прослеживаются?
В качестве основной негативной тенденции приведу два обстоятельства: более низкий, чем предполагалось, темп роста как в Европе, у наших соседей (т.е. на основных рынках сбыта), так и нашей собственной экономики. Главным вызовом опять стали нехватка квалифицированной рабочей силы и опережающее рост производительности труда давление заработной платы. К негативной стороне следует отнести и все более слабые результаты секторов транзита и логистики. Хотя внутри этих секторов можно привести и примеры успеха.
К положительной стороне следует отнести то, что наш экспортный сектор и перерабатывающая промышленность нормально справились с перечисленными отрицательными воздействиями. В то же время не следует себя обманывать: это не может продолжаться вечно при неизменной структуре экономики или в случае нового спада мировой экономики.
Что существенного произошло в экспорте, импорте, транзите?
Управляемые Германией экспортные потоки из Европы главным образом в Азию, в чем есть и наша скромная доля, сохранились на плюсовой стороне. Как и рост наших экспортных показателей. Импорт тоже стал возрастать, что, как известно, является признаком наступления лучших времен и укрепления чувства уверенности. Но транзит продолжал спад, кроме как в Силламяэ и контейнерных перевозок. Резкий рост объемов продолжился в порту Усть-Луги, что еще уменьшило количество перевозимых по Эстонской железной дороге транзитных грузов. Конкуренция с другими портами восточного побережья Балтики стала еще более жесткой. Пассажирские морские перевозки – как паромные, так и круизные – продолжили рост. Возросли и складские возможности. Запущены были новые проекты технопарков, причем не только в Харьюском уезде, но и других местах, например, в Нарве.
Какие сферы экономики развивались лучше, какие хуже? С чем это связано? Что наблюдалось в области строительства и производства?
Перерабатывающая промышленность сохранила экспортный потенциал, хотя и не с такими темпами роста. Сельское хозяйство прирастало хорошо. Внутреннее потребление поддерживало положительный баланс всего экономического роста. Регресс наблюдался в автомобильных и железнодорожных грузовых перевозках. На железной дороге появился новый подвижной состав. Строительство переживало спад, и в части перспективы этой отрасли ведущие участники рынка становились все пессиместичнее. Кредитный рынок осторожничал, а инвестиционная смелость предпринимателей была весьма невелика.
Что происходило с зарплатами и рабочей силой?
Углублялась нехватка квалифицированной рабочей силы, она стала тормозом на пути роста ряда предприятий. Зарплаты продолжали расти опережающими темпами по сравнению с производительностью. Нехватка рабочей силы усугубляется продолжающейся трудовой эмиграцией как в ближние, так уже и в дальние государства.
В прошлом году много говорилось о том, что правительство не слушает предпринимателей. Изменилась ли ситуация в нынешнем году?
К сожалению, это так. И явственнее всего это показало недавнее законодательное замешательство при полном игнорировании правительством предпринимателей – речь идет об узаконивании ограничений на возврат налога с оборота на автомобили и автоматическое декларирование мелких сделок. Причем это узаконивание происходило в лихорадочном темпе, широко пропагандируя лишь демагогические и враждебные предпринимателям положения.
Autor: Татьяна Меркулова
Похожие статьи
По словам Райво Варе, Эстония нуждается в государственной, а не просто в административной реформе. «Наша страна и так толстая и расхлябанная, но при этом обсуждается, как сделать жировой слой еще толще», - отметил он.
По сложившейся традиции в первом номере января ДВ приводит наиболее важные тенденции и перечисляет ожидаемые события, которые окажут наибольшее влияние на экономику Эстонии в наступившем году.
Все более сложные кибератаки заставляют предпринимателей задуматься, достаточно ли имеющихся у них мер кибербезопасности и что еще необходимо предпринять для скорейшего восстановления работоспособности систем в случае инцидента.