Если в минувшем году звание «Победитель
кризиса» читатели газеты Aripaev присудили директору BLRT Фёдору Берману, то в
этом году почетный титул может достаться министру финансов Юргену
Лиги вместе с премьер-министром Андрусом Ансипом, так как возможность
вхождения в еврозону с 2011 года кажется реальной.
И хотя фактический вклад в переход на евро сделали, прежде всего, предприниматели Эстонии, которые вынуждены были за короткое время приспособиться к изменяющимся обстоятельствам, увеличить эффективность и найти новые рынки, лавры достанутся не им, а Лиги и Ансипа.
Несмотря на то, что решение о входе в еврозону будет приниматься через пять месяцев, уже в феврале станет ясно, выполним мы требование дефицита бюджета или нет. Именно тогда мы узнаем результат учета фактов хозяйственной деятельности самоуправлений и таких общественно-правовых организаций как больницы и университеты.
То обстоятельство, что в прошлом году налогов было собрано на 1,1 млрд. крон больше, чем планировалось, свидетельствует о том, что на всякий случай был создан буфер для деятельности самоуправлений. Именно создан, потому что дополнительный налоговый доход был получен от повышения ставки налога с оборота и рекордных дивидендов с госпредприятий. Всё для того, чтобы в 2009 году правительственный сектор ни в коем случае не превысил допустимого дефицита.
Поскольку госбюджет и бюджеты самоуправлений на 2010 год были сделаны на основании реальных прогнозов, в этом году будет проще оставаться в рамках дефицита бюджета и есть надежда обойтись без неожиданных изменений в налогообложении и получения дивидендов. Но при в вопросе перехода на евро перед Эстонией может встать другая проблема, о которой пока что мало говорилось – необходимость доказать свою жизнеспособности. И это не столько в части дефицита бюджета, сколько в части инфляции.
На ежегодном собрании Союза газет Эстонии Лиги отметил, что в ситуации начала роста экономики цены в Эстонии ниже среднего по ЕС и регулируемых государством цен в Эстонии не так много. Выравнивание цен в Эстонии с общеевропейскими с течением времени неизбежно. Остаётся только пожелать представителям Эстонии в Брюсселе успехов и твёрдости при отстаивании своих позиций.
Страх перед инфляции может стать одной из причин повышения налога на потребление и акцизов выше пределов, рекомендуемых нам ЕС. Отказ от понижения подоходного налога, изменение платежа по страхованию от безработицы и компенсации больничных дней увеличило налоговую нагрузку в Эстонии с 34% до 36,4%, то есть, до уровня 1995 года.
Причем, интересно, что никто, даже предприниматели не протестуют против высокой налоговой нагрузки. Все молчат в надежде, что в 2011 году всё же будет введено евро, а потом можно будет сократить налоги и расходы публичного сектора, как пояснил Юри Кяо, который в прошлом году был признан газетой Aripaev «Бизнесменом года».
В любом случае Лиги и Ансип идут ва-банк, так как если в 2011 году евро не будет, то мы окажемся, с одной стороны - без евро, с другой – обремененные высоким уровнем безработицы, самой высокой налоговой нагрузкой за последние 10 лет, впавшим в кому внутренним рынком и сократившимися зарплатами. Плюс подскочивший риск девальвации кроны, неизвестность, неясность и недоверие инвесторов.
Нравится нам это или нет, но в глазах всех мы будет всего лишь представителями «бывшего восточного блока».
???? ? ????? ???? ??-????