В то время как производители и продавцы алкогольной продукции обеспокоены тем, что Эстония с очередным ростом акцизов рискует вновь пройтись по хорошо знакомым уже граблям и подарить Латвии наплыв покупателей, правительство уверено, что никаких рисков нет. Похоже, наших политиков ничто не учит, пишет журналист, автор медиапроекта «Прибалтаец» Андрей Деменков.
- Андрей Деменков. Foto: Личный архив
Торгово-промышленная палата недавно опубликовала предупреждение, что запланированный рост акцизов на алкоголь вызовет очередной виток алкотуризма в Латвию и вместо роста сборов государство за два года может недосчитаться 47 млн евро. Уже в этом вместо запланированной прибавки в 12 млн бюджет недополучил за первые семь месяцев целых 18 млн. Однако у наших министров, судя по всему, своя реальность.
В минувший четверг правительство дало пресс-конференцию, на которой была затронута и тема повышения акцизов на алкогольную продукцию. Самое примечательное высказывание прозвучало из уст министра здравоохранения Рийны Сиккут: «Согласна с министром финансов, что цифры не подтверждают, что приграничная торговля увеличится. Около 3% людей в прошлом году ездили в Латвию именно за алкоголем. Возможно, они живут недалеко от границы. Акциз – это особый налог, и мы видим, неважно, снижаешь ты его или нет, он все равно поступает в том же объеме».
Да неужели? Не понимаю, что происходит с этими людьми, когда они попадают во власть: они же напрочь забывают обо всем на свете!
Даже финны не поленились и, минуя ранее всей печенью любимую Эстонию, устремились к вымахавшим сразу за эстонской границей, как грибы после хорошего дождя, огромным алкогольным магазинам.
Нелепый эксперимент 2017-го
Вспомним 2017 год. В значительной степени по инициативе другого министра, но тоже социал-демократа, Евгения Осиновского, над Эстонией был проведен нелепейший эксперимент. В стране резко взвинтили акцизы на алкоголь – и понеслось. Эстоноземельцы массово повалили за выпивкой в Латвию. Даже финны не поленились и, минуя ранее всей печенью любимую Эстонию, устремились к вымахавшим сразу за эстонской границей, как грибы после хорошего дождя, огромным алкогольным магазинам.
Серьезные дяди в Минфине не сумели просчитать это и заложили в бюджет 2017-го года рост сборов акциза на алкоголь на 25 млн евро. Летом план был пересмотрен, сумму наоборот скостили по сравнению с 2016-м на 13,5 млн – до 237,5 млн. Но и этот план оказался слишком оптимистичным: всего удалось наскрести 222 млн. Полный провал!
Возмущенные происходящим журналисты интересовались у Осиновского, как можно было не предугадать такого поворота событий в стране, которая сама зарабатывала огромные деньги на разнице в стоимости выпивки с соседней Финляндией. На что взрослый вроде человек очень по-детски оправдывался, говоря: «Послушать производителей алкоголя, так люди бросили ходить на работу, и вместо этого ездят в Латвию за пивом». Словно если мотаются не все, это не наносит урона бюджету страны…
Позднее Осиновскому пришлось признать, что затея оказалась неудачной. Сначала в 2018-м отменили запланированный очередной рост акцизов, а позднее новая правящая коалиция существенно снизила и те ставки, что были приняты ранее. Сборы вскоре вернулись к норме. Казалось бы, урок извлечен.
«Финская схема»
Однако сегодня соратница Осиновского по партии Сиккут опять приводит очень странный аргумент о том, что в прошлом году всего 3% жителей Эстонии ездили за алкоголем в Латвию. Будто это какая-то статичная величина. Сегодня цены на пиво и водку у южных соседей не намного меньше, чем у нас. Но даже эта разница отправляет в Латвию тысячи людей. Стоит ценовой вилке немного раздвинуться – и поток резко вырастет. Это же дважды два!
И еще одно замечание про упомянутые 3%. На самом деле потребителей латвийского алкоголя у нас больше. Среди них есть люди, которые в Латвию вообще не ездят. Товар они получают по «финской схеме». Называется она так потому, что пришла к нам из Финляндии, где давно широко распространена. В Эстонии начала приживаться, как нетрудно догадаться, с 2017-го.
Живет где-нибудь в Рапламаа или Вирумаа условный Тармо. Есть у него микроавтобус. Тармо обходит соседей, собирает заказы на алкоголь и долю в расходах на бензин. А затем привозит из Латвии себе и другим участникам взаимовыгодного предприятия много ящиков разнообразной выпивки. Потребляется она обычно быстрее, чем та, за которой нужно идти в магазин, ибо находится дома на расстоянии протянутой руки. Это еще и к тому, как сказывается на здоровье людей непродуманная акцизная политика, оправдываемая заботой об их печени.
Судя по пресс-конференции правительства, скоро у Тармо прибавится заказов.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В свежем выпуске подкаста «Делов-то» журналисты удивляются очередной глупости от социал-демократов – стремлению жестче регулировать алкоголь, изумляются наглости, с которой население из под полы торгует чудо-средством Ozempic, и дают нарвитянам совет – готовить кошельки и радиаторы, чтобы не замерзнуть ради климатических целей.
Предложения по ограничению потребления
Министерство социальных дел подготовило новые предложения по снижению потребления алкоголя – основной вариант предполагает повышение акциза. Министр финансов Юрген Лиги считает, что продажу алкоголя действительно необходимо регулировать.
По мнению руководителя A. Le Coq Яануса Виханда, дополнительный акциз на алкоголь принесет государству больше вреда, чем пользы. Об этом он заявил в интервью
Ärileht.
Министерство климата направит в ноябре на общественные консультации подготовительный проект реформы системы утилизации отходов, целью которой является улучшение раздельного сбора и переработки отходов. Хотя объем пластиковых упаковок в Эстонии вырос больше, чем в среднем по Европе, акциз на упаковку введен не будет, передает
rus.err.ee.Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.