Налоги на банки следовало ввести еще в прошлом году, когда об этом говорили центристы; социал-демократы тогда не поддержали эту идею, пишет заместитель председателя финансовой комиссии Рийгикогу Андрей Коробейник (Центристская партия) в своем отклике на
передовицу Äripäev.- Андрей Коробейник. Foto: Raul Mee
Редакция Äripäev в своей передовице решила похвалить социал-демократов за идею ввести налог на прибыль банков. Однако редактор, похоже, упустил из виду, что социал-демократы являются частью коалиции, которая коллективно и решительно выступает против налогообложения сверхприбыли банков. Центристская партия в этом году трижды вносила в Рийгикогу предложения о введении налога на банковскую прибыль.
Социал-демократы, несмотря на заявленные намерения, ни разу не поддержали эти инициативы при голосовании. Третий законопроект еще находится на стадии рассмотрения, и у социал-демократов есть возможность исправить ошибки, поступив, так сказать, по словам своим.
Правительство оставляет банкам сотни миллионов
Эстония – свободная страна, и восхищаться социал-демократами могут все желающие. Их действия (или, скорее, бездействие) представляют и политтехнологический интерес: можно ли создать впечатление, что ты искренне борешься за справедливость и при этом ничего не делать? В риторике социал-демократов налог на прибыль банков представлен как идеал, для достижения которого работает вся партия, но их поступки говорят об обратном. Что это – хитрость, заслуживающая похвалы, или просто очередной пример политического оппортунизма?
В одном Äripäev прав: банковский налог нужно было вводить еще в прошлом году, когда Центристская партия начала об этом говорить. За последний год банки в Эстонии заработали миллиард евро прибыли. Это не случайность и не только (и не столько) умение вести бизнес. Главная причина прибыльности банков – высокий уровень Euribor, благодаря которому маржа прибыли банков за последние годы превысила маржу прибыли казино. Но здесь есть нечто более любопытное: процентные ставки за кредиты в Эстонии выше, чем, например, в Финляндии или Дании. Несмотря на то, что уровень платежной дисциплины у наших граждан практически безупречный, в Эстонии банки зарабатывают на кредитах больше, чем в Скандинавии, хотя очевидных причин для этого нет.
Банковский налог принес бы в бюджет 400 миллионов евро, но и это еще не всё. Банки берут больше денег с жителей Эстонии, но платят здесь меньше налогов. Если прибыль в Эстонии облагается меньшими налогами, банкам невыгодно создавать здесь рабочие места. Гораздо проще вывести деньги и нанять сотрудников, например, в Литве или Швеции, где налоги на прибыль банков значительно выше. Из-за решений правительства Эстония теряет высококвалифицированные рабочие места, которые создаются у соседей. И это в условиях, когда наша экономика уже занимает первое место по продолжительности спада в Европейском союзе и второе в мире.
Не нужно быть экономическим гуру, чтобы понять, что банковский налог мог бы смягчить экономический спад. С точки зрения госбюджета, это очень важный шаг, но его значение выходит за рамки этих 400 миллионов в год. Введение банковского налога могло бы сохранить медицинское страхование для матерей, сидящих дома с детьми, спасти пенсии от налогов или просто дать надежду, которую нынешнее правительство своими решениями старается уничтожить. Можно было бы долго говорить о трехлетнем экономическом спаде, который поставил Эстонию на один уровень с охваченными гражданской войной Суданом, Йеменом и Гаити, но это тема для следующей статьи.
Банковский налог в Литве себя оправдал
В Литве банковский налог доказал свою эффективность, и ни один банк из-за него не прекратил свою деятельность. Ведь нет большой разницы, заработаешь ты 300 или 200 миллионов евро прибыли в год – удовлетворены будут и владельцы, и акционеры. Эстонское государство в первую очередь должно заботиться о своих гражданах, а не о благополучии банков. Главный аналитик SEB Bank в Литве Тадас Повилаускас в недавнем интервью подтвердил, что банковский налог не оказал прямого влияния на бизнесы, домохозяйства, кредитование или процентные ставки. Между тем госказна Литвы получила в прошлом году дополнительно 250 миллионов евро, в этом году сумма будет примерно такой же.
Если посмотреть на политику эстонского правительства, возникает странный вопрос: почему именно банки? Почему именно их интересы защищаются всеми силами, в то время как все остальные обещания просто забыты? Не было проведено внеочередное повышение пенсий, не построены четырехполосные шоссе, не повышены зарплаты учителей и врачей, не обеспечен быстрый интернет, не сокращено число чиновников. Но обещание, данное банкирам, выдержало проверку временем. У меня нет объяснения этой глупости, но, возможно, господин Ляэнеметс, которого так хвалит Äripäev, сможет объяснить свою мотивацию.
Похожие статьи
Четверть эстонцев не хотят начинать бизнес из-за сложной экономической ситуации, показал опрос, проведенный банком SEB. Повышение налогов в Эстонии также не способствует открытию бизнеса.
Деньги, выведенные из второй пенсионной ступени, сократили доходы банков от управления фондами, но привлекли новых заемщиков. Освободившиеся средства были использованы для первоначальных взносов по ипотеке, увеличения вкладов и погашения старых обязательств.
На самом верху рейтинга успешных эстонских компаний находятся банки, причём исключительно банки, которые заняли первые шесть мест. Их прибыль до налогообложения составляет треть от общей прибыли 1000 компаний из списка.
Средние банки, такие как Bigbank и Coop Pank, добились такого успеха в борьбе за клиентов, что теперь признаны системно значимыми банками и обязаны откладывать больше капитала.
Облачные услуги Telia – крупнейшей ИТ- и телекоммуникационной компании Эстонии – используют сотни местных предприятий. Основная причина заключается в том, что дата-центры находятся на территории Эстонии, а это значительно снижает риски безопасности, связанные с использованием зарубежных хостинговых услуг.