Победу оппонентов над центристами нельзя, конечно, называть и считать пирровой, однако и убедительной ее не назовешь, причем не только по факту, но и по перспективам, пишет политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
- Эльконд Либман Foto: Liis Treimann
Оптимизм реляций с полей коалиционных переговоров, расточаемый их участниками, свидетельствует, скорее всего, не столько о царящих на них духоподъемном единодушии и похвальном согласии, сколько о стремлении как можно скорее покончить с этой досадливой канителью. Что, в свою очередь, неизбежно должно вызвать непрочность возводимого здания, из стен которого будут вываливаться наспех прилаженные туда кубики. Дело, правда, облегчается тем обстоятельством, что строение возводится пока сроком лишь на полтора года, на старом фундаменте, но одновременно осложняется тем, что некоторые строители в разных своих ипостасях входят в разные корпорации, не только сотрудничающие, но и противоборствующие. Впрочем, так бывало всегда и повсюду, и только в столице это воспринималось обостренно.
Первое, о чем договорились очень быстро, это о сохранении в Таллинне бесплатного общественного транспорта. Иного решения за полтора года до выборов, то есть незадолго до начала предвыборной кампании, и быть не могло ввиду непопулярности альтернативы в глазах всех без исключения избирателей. Выглядело же это (или было обставлено?) как победа социал-демократов, которые возвели сохранение прежнего порядка в «краеугольное требование». Ну, а поскольку переговоры есть согласование компромиссов, то выигрыш платежом красен. Тем более, что партии вполне светит кресло столичного мэра. Поэтому дальше разногласия бывших союзников центристов в Таллинне и их яростных оппонентов приобрели по большей части стилистический оттенок. Например, Евгений Осиновский полагает, что таллиннские финансы в общем и целом в хорошем состоянии, хотя оно могло быть и лучше, а Марек Рейнаас из Eesti 200 находит их в «худшем, чем ожидали» положении. А на заявление того же Рейнааса о том, что при переходе на эстонский язык обучения в Таллинне никому никаких исключений сделано не будет, и стилистических возражений не последовало.
Надо полагать, что их не окажется и по поводу кампании по «очистке авгиевых конюшен», которая непременно развернется. Тем более, что те немногие социал-демократы, занимающие какие-то городские должности и включенные тем самым в пресловутые «пищевые цепочки», чисток, видимо, избегнут. Между тем представители будущей новой власти не скрывают намерения выставить центристов и их ставленников за двери городских пищеблоков, а СМИ публикуют схемы этих цепочек с фамилиями, должностями и суммами. Однако сами пищевые цепочки ведь по большей части никуда не денутся. Просто на место «вычищенных» придут другие, выдвинутые новыми властителями. Собственно говоря, присутствие в советах предприятий, принадлежащих городу, представителей городской власти дело естественное, потому что в советах как раз и заседают собственники или их представители. Поэтому, какой бы «принципиальный гнев» ни пылал в глазах победителей, надо помнить о том, что они суть участники борьбы за те самые пищевые цепочки.
Еще одну причину отрешения Кылварта и его соратников от власти с капральской прямотой высказал бывший уже член партии EKRE Урмас Эспенберг, единственный национал-консерватор, проголосовавший за выражение недоверия Кылварту, по словам которого, нельзя было упустить шанс изгнать из Таллинна «русскую власть». На самом деле эта цель не очень сильно скрывалась и другими недругами столичного мэра и его партии, говорившими о задаче «эстонизации Таллинна». Надо полагать, что Консервативная народная партия тоже с радостью приняла бы участие в этой кампании и присоединилась бы к этой компании, если бы ее позвали. Но ее не позвали, и лидер национал-консерваторов Мартин Хельме привычно обрушился на «шайку либералов».
Вот, собственно, и весь «бином Ньютона».
Переговоры продолжаются, и нет никаких сомнений в их внешне успешном завершении. Следовательно, ближайшие полтора года у городского руля новой коалиции обеспечены, если, разумеется, не произойдет ничего экстраординарного. Это, понятно, смешной срок, особенно с учетом опасности резких перемен в означенный период. Надобно как-то укрепляться и укореняться во власти. Поскольку же ее смена в Таллинне стала результатом меж- и внутрипартийных интриг и заговоров, то «проблема 2025 года», когда состоятся очередные муниципальные выборы, никуда не делась, как никуда не делись избиратели.
Согласно данным Norstat, отставку Михаила Кылварта с поста мэра неодобрительно оценили 47% таллиннцев, и это хоть и немногим, но все же меньше половины горожан. Если же посмотреть на цифры поддержки со стороны избирателей с родным эстонским и не эстонским языком отдельно, то не одобрили отставку мэра соответственно 25% и 72%. Озвученные показатели говорят о вполне возможном, пусть и далеко не триумфальном, возвращении центристов во власть – и ведь союзники при благоприятном стечении обстоятельств могут, как показывает опыт, найтись. Можно, конечно, как это было много лет подряд на государственном уровне, всем вместе «дружить против центристов». А можно поступить иначе – по меткому выражению Яака Аллика, социал-демократа, отличающегося независимым образом мысли, «поменять не только власть, но и электорат».
Ровно эту задачу поставила во главу угла еще одна участница переворота и переговоров, партия «Отечество». Ощутив свою силу самой популярной на сегодняшний день политической силы, но располагая по результатам парламентских выборов очень небольшой и находящейся в оппозиции фракцией, она сочла за благо будоражить как широкую, так и политическую общественность, продвигая идею лишения граждан третьих стран (имеются в виду, понятно, прежде всего российские граждане) права голосовать на местных выборах. Вопрос не местного уровня, и «Отечество» это прекрасно понимает.
Но, во-первых, речь ведь о местных выборах, так почему бы и не поговорить. Во-вторых, речь о госбезопасности, значит, тем более надо говорить на всех уровнях. И, в-третьих, если все время говорить «халва», то во рту, в конце концов, все же станет, как полагает партия, слаще. И впрямь, несмотря на то, что премьер-министр Кая Каллас, по отношению к которой «Отечество» в оппозиции, раздраженно посоветовала не лезть не в свое дело, глава фракции Партии реформ в столичном горсобрании Пяртель-Пеэтер Пере, для которого «Отечество» – союзная сила, поспешил заверить, что реформисты уже подготовили и вот-вот внесут в парламент законопроект о лишении избирательных прав без изменения конституции. Но перспективы законопроекта в Рийгикогу не менее туманны, чем перспективы формирующегося наспех и на живую нитку нового правящего союза в Таллинне.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
В ходе коалиционных переговоров в Таллинне было принято решение закрыть городские газеты Pealinn и «Столица», но сохранить районные информационные издания, в которых не будет политической пропаганды, сообщила
ERR глава столичного округа партии Isamaa Рийна Солман.
По мнению депутата Рийгикогу от Партии реформ Марии Юферевой-Скуратовски, отставка Кылварта с поста мэра и развал правящей коалиции в Таллинне – это символическое очищение для Центристской партии, которое она должна была пройти давно. Юферева-Скуратовски критикует Кылварта за то, что он возглавил Центристскую партию, и обращает внимание на то, как сильно в его бытность мэром расширилась медиаимперия городских СМИ.
Смещение Михаила Кылварта с поста мэра положило конец власти Центристской партии в Таллинне. По мнению предпринимателя Урмаса Сыырумаа, городские предприятия работают слишком эгоцентрично, и со сменой городской власти им следует перейти в частные руки.
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.