Пока оппозиция продолжает готовить вотум недоверия премьер-министру Кае Каллас, а опросы показывают, что до двух третей населения страны выступают за ее отставку, сама глава правительства успела стать застрельщицей объявления России сопредельными странами тотального торгового эмбарго, пишет политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
- Опросы показывают, что до двух третей населения страны выступают за отставку премьер-министра Каи Каллас. Foto: Андрас Кралла
Продолжая, как ни в чем не бывало, прежнюю подчеркнуто жесткую линию, Каллас ищет, безусловно, морального «очищения», поскольку политическое ей вроде как пока ни к чему.
Хотя – как знать. Правительство с немалым трудом пришло к согласию по проекту госбюджета 2024 года. Отвергнув предложение социал-демократов обложить сверхприбыли коммерческих банков временным дополнительным налогом, соратники соцдемов по коалиции и их оппоненты по этому и ряду других вопросов, прежде всего реформисты, были вынуждены отложить введение налога на транспортные средства и заключить соглашение с банкирами о выплате в будущем году повышенных дивидендов, что должно дать казне дополнительные поступления.
В итоге проект госбюджета никого до конца не устраивает. Соглашение правительства с коммерческими банками подверг критике, в частности, президент Банка Эстонии Мадис Мюллер. И это еще до внесения проекта закона о госбюджете в Рийгикогу. В парламенте же правительство ждут нелегкие испытания.
Например, упомянутое уже соглашение с банкирами решительно раскритиковал все охотнее примеряющий на себя перья публичного лидера оппозиции председатель партии «Отечество» (Isamaa) Урмас Рейнсалу, назвав его вредным для экономики Эстонии.
Дальнейшее вполне предсказуемо – оппозиция постарается всеми доступными средствами затянуть бюджетные дебаты, имея главной целью не допустить принятия госбюджета в срок, то есть, до марта будущего года.
В целом же вся политика правительства будет подвергнута крэш-тесту, в первую очередь, как и обещала оппозиция, в ходе обсуждения госбюджета. При этом оппозиция вовсе не отказалась от попытки объявить Кае Каллас вотум недоверия.
Несмотря на показной оптимизм лидера Консервативной народной партии (EKRE) Мартина Хельме, премьер-министр выдержит его, поскольку партнерам реформистов по правящей коалиции, теряющим свои очки, нет ровно никакого резона сейчас разваливать союз. Но если еще пару-тройку недель назад СМИ писали о том, что голосование по вотуму пойдет на пользу Каллас, укрепив ее позиции, то сегодня в этом нет никакой уверенности.
Дальнейшее вполне предсказуемо – оппозиция постарается всеми доступными средствами затянуть бюджетные дебаты, имея главной целью не допустить принятия госбюджета в срок, то есть, до марта будущего года. Во всяком случае так это видится партии EKRE, единственной политической силе, которая со всей очевидностью добивается досрочных парламентских выборов.
При шестидесяти с лишним процентах жаждущих отставки Каллас, Партия реформ сколько-нибудь драматических рейтинговых потерь не понесла.
Впрочем, если обратиться к «гласу народа», то он предпочитает держать мух отдельно от котлет. При шестидесяти с лишним процентах жаждущих отставки Каллас, Партия реформ сколько-нибудь драматических рейтинговых потерь не понесла. Дело, как уже не раз говорилось, не в политических, а в моральных терзаниях – или их отсутствии.
Реформистам, конечно, следовало бы взять на заметку, что из олицетворения партии Каллас превратилась в немалый раздражитель. Но даже если они решат, что коней на переправе меняют, и настоятельнейшим образом рекомендуют ей покинуть пост, партии особенно беспокоиться причин нет.
С уходом в отставку премьер-министра в отставку уходит все правительство, что может означать, а может и не означать смену правящей коалиции. Однако, насколько можно себе представить, президент Алар Карис никогда не поручит формирование правительства партии EKRE. Точно так же он бы не сделал этого и после досрочных парламентских выборов.
Национал-консерваторы могли бы, и то – не факт, рассчитывать на что-то только в случае оглушительно убедительной победы. Но пока, во всяком случае, ничто не свидетельствует о подобной возможности. Следовательно, остается Партия реформ, потому что ни одна другая с учетом расклада сил не подходит.
Надо полагать, что ничего Партия реформ предпринимать не станет, а дождется весны, когда Кая Каллас так или иначе, приняв цветы и благодарности, покинет пост председателя партии и переместится куда-нибудь в район Брюсселя.
Да, Партия реформ могла бы сделать сильный ход, развалив нынешнюю коалицию и вновь позвав в союзники центристов. Тем самым они не только обновили бы коалицию, но и, что важнее, растащили бы оппозицию. Разумеется, вести переговоры с центристами и рушить коалицию было бы удобнее, сменив предварительно лидера.
Однако такая схема хорошо сработала бы до того, как председателем Центристской партии был избран Михаил Кылварт. Теперь же немало соображений, лежащих за пределами политических, экономических и даже мировоззренческих, а расположившихся где-то на уровне органов чувств, вынудят реформистов проявить чрезвычайную осторожность. А центристы пошли бы – что при Ратасе, что при Кийке, что при Кылварте.
Посему надо полагать, что ничего Партия реформ предпринимать не станет, а дождется весны, когда Кая Каллас так или иначе, приняв цветы и благодарности, покинет пост председателя партии и переместится куда-нибудь в район Брюсселя.
Будет ли к тому времени принят госбюджет, уйдет ли в отставку правительство, будут ли назначены досрочные парламентские выборы, конечно, важно, но, в силу всего вышесказанного, не жизненно важно. Если, конечно, не случится что-то чрезвычайное и сногсшибательное. От чего мы в наше время вовсе не застрахованы гарантированно.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Правительство не собирается восстанавливать классический налог на прибыль предприятий – под руководством Партии реформ этого однозначно не случится, заявила премьер-министр Кая Каллас участникам экономической конференции Äriplaan 2024.
В среду стало известно, что Евросоюз снял санкционные ограничения с нескольких россиян, исключив из списка главу группы ЕСН Григория Березкина, бывшего гендиректора Ozon Александра Шульгина и миллиардера Фархада Ахмедова. Одновременно с этим страны Балтии ужесточили санкции для всех российских граждан, запретив въезд машин с российскими номерами на свою территорию.
Яанус Карилайд, в последний час отказавшийся от обещания покинуть Центристскую партию в случае победы на выборах ее председателя Михаила Кылварта, может хотя бы временно передохнуть – Кылварт выиграл выборы, но Карилайд сохранил свое место в правлении и возможность маневра в вопросе «уйду-не уйду».
Жизнь в Эстонии, прежде всего политическая, становится все более нервной, приобретая порой черты форменной истерики, полагает политический обозреватель ДВ Эльконд Либман. В фокусе его внимания два ключевых конфликта последних недель — скандал с опросом фонда Pere Sihtkapital и споры вокруг лишения избирательных прав граждан России и Беларуси.
Для разработчика программного обеспечения Meradaобеспечение безопасности является одинаково важным как при создании новых продуктов, так и при минимизации риска кибератак. Для этого в сотрудничестве с Teliaрегулярно проводятся проверки уязвимостей.