На чисто теоретическом уровне все мы за мир во всем мире и чистую окружающую среду до тех пор, пока не оказывается, что я лично должен что-то по этому поводу предпринять. Мы наблюдаем этот эффект во всем: от требования перерабатывать отходы до налога на автомобили, пишет координатор процесса справедливого перехода Ида-Вирумаа Иван Сергеев.
- Координатор подготовки плана справедливого перехода Министерства финансов Иван Сергеев. Foto: Анастасия Волкова
Многие относятся к справедливому переходу скептически, поскольку, во-первых, определенный страх или скепсис – нормальная, здоровая реакция человеческого организма на все новое, особенно, когда это «новое» – очень большое.
В случае перехода к углеродно-нейтральной экономике мы имеем дело с поистине глобальным процессом. Уже сейчас большинство экономик мира покрыты теми или иными климатическими обязательствами, и мы знаем, что, если мы хотим избежать катастрофических изменений климата и продолжать существовать на этом вертящемся шарике, нам необходимо относиться к нашему шарику намного более рачительно. Этот масштаб, однако, настолько велик, что сложно уложить все в голове.
Отказаться от своего сегодняшнего «хлеба» в пользу нового – это откровенно страшно.
Плюс, на чисто теоретическом уровне все мы за мир во всем мире и чистую окружающую среду до тех пор, пока не оказывается, что я лично должен что-то по этому поводу предпринять. Мы наблюдаем этот эффект во всем: от требования перерабатывать отходы до налога на автомобили. Если же мы говорим о регионе, экономика которого в значительной степени завязана на производство и переработку ископаемого топлива (которое является одним из основных причин опасных изменений климата), то отказаться от своего сегодняшнего «хлеба» в пользу нового – это откровенно страшно.
В-вторых, мы одновременно движемся в будущее и создаем его. Мы знаем, что многие вопросы пока не имеют исчерпывающих ответов (например, основы будущей энергетической политики Эстонии только формируются), а некоторые технологии, которые нам понадобятся, пока или вообще не существуют или несовершенны (например, электромобили с их аккумуляторами или ветряки с их сложно-перерабатываемыми лопастями и т.д.).
Такая замена крыльев на лету может показаться неправильной, но у нас просто нет времени. К тому же, законы физики гласят, что без приложения усилий «тело, находящееся в состоянии покоя, остается в состоянии покоя». К сожалению, мы не можем оставаться в состоянии покоя: мы вынуждены и лететь, и крылья менять.
И это лишь пара примеров. Поводов для скепсиса – лишь повод дай.
Учитывая все это, мы стараемся проводить процесс перехода с максимальным разъяснением и приобщением – общаемся постоянно напрямую с целевыми группами, привлекаем их к процессу принятия решений и т.д. Я надеюсь, что скепсис потихоньку уляжется, особенно, когда мы начнем видеть первые осязаемые результаты работы.
Старт удался неплохо
Зеленый свет использованию Фонда Справедливого перехода нам дали лишь в октябре прошлого года, а временной горизонт фонда – аж конец 2029-го. Поэтому пока рано говорить о каких-то больших успехах – мы находимся лишь на ранних стадиях внедрения фонда. Однако старт удался неплохо.
В данный момент основное направление деятельности министерств и партнеров – это подготовка положений, регламентирующих условия предоставления грантов из фонда. Эта работа постепенно начинает приносить плоды, на данный момент запущены две меры: мера по поддержке крупных инвестиций и мера по интегрированию социальных и медицинских услуг в регионе.
В ближайшее время должны быть запущены еще две: инвестиционная поддержка малых и средних предприятий в объеме 15 миллионов евро и мера по поддержке наукоемкости бизнеса (общий объем составляет 50 миллионов евро, из которых половина направлена на усиление местных колледжей, другая – на поддержку научно-исследовательской работы на предприятиях).
На данный момент эти меры проходят последний этап согласования, и когда этот процесс завершится, мы сможем сказать, что две трети денег Фонда справедливого перехода пущены в использование, а это важная веха. Остальные меры планируется запустить в течение этого года.
На сегодняшний день у нас также есть первый поддержанный проект – это завод магнитов NEO Performance Materials в Нарве, ставший первым проектом, который финансируется из средств Фонда справедливого перехода во всем Европейском Союзе. Это очень важный проект, ведь он создаст несколько сотен рабочих мест (не учитывая побочные рабочие места) и имеет потенциал выстроить в регионе совершенно новую цепочку надбавленной стоимости в сфере, имеющей стратегическое значение для всего ЕС.
Образец для подражания
Важно заметить, что если здесь на месте нам кажется, что все затягивается, то другие страны смотрят на нас с определенной завистью, ведь у многих дела куда сложнее. Да и Европейская комиссия приводит нас в пример с точки зрения хорошей организации подготовки справедливого перехода и запуска задуманного.
Переход Ида-Вирумаа на углеродно-нейтральную экономику в целом – штука гораздо более сложная и требует отдельного наблюдения.
Если же говорить об оценивании успешности перехода, то надо отдавать себе отчет, что мы имеем дело со сложным процессом, который не ограничивается только фондом и только 2029 годом. Измерить успешность фонда относительно просто: план включает в себя конкретные критерии по количеству поддержанных предприятий, созданных рабочих мест, получивших новую квалификацию работников и т.д. – если они достигнуты, значит и реализация фонда прошла успешно. Однако переход Ида-Вирумаа на углеродно-нейтральную экономику в целом – штука гораздо более сложная и требует отдельного наблюдения. К счастью, в рамках внедрения фонда мы занимаемся и этим.
Интереса к тому, чтобы пользоваться возможностями фонда, много со всех сторон: его проявляют крупные и малые предприятия, недоходные организации и т.д. Средств у нас максимально до конца 2029 года, но они могут быть израсходованы и раньше.
Естественно, фонд выполняет и социальную функцию – это отражено как в самом названии фонда, так и в формулировке его цели: «помочь регионам и людям в преодолении социальных, трудовых, экономических и экологических последствий, связанных с климатическими целями».
По этой причине у нас налажено постоянное и многоуровневое общение с профсоюзами и другими социальными партнерами. Так, Союз профсоюзов – один из полноправных членов руководящего комитета по СП, что дает ему возможность влиять на каждое решение, связанное с реализацией фонда. С другой стороны, у нас происходят достаточно регулярные встречи конкретно с профсоюзами, которые относятся к сланцевой энергетике, где мы общаемся на русском языке и без цензуры.
В декабре прошлого года я встретился отдельно с каждым профсоюзом и передал им детальную информацию по типу рабочих мест, которые предусмотрены находящимися на рассмотрении проектами, по планируемым конкретным программам обучения как на уровне высшего, так и профессионально-технического образования, по мерам денежной поддержки работников сланцевого сектора и т.д. Так что у профсоюзов есть вся информация по поводу справедливого перехода, и я очень надеюсь, что она будет донесена до работников.
Следите за ДВ в соцсетях! Подписывайтесь на наш подробный Telegram, оперативный Facebook и красивый Instagram.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Коалиционный договор оставляет работников и предприятия Ида-Вирумаа в неизвестности, благоприятного инвестиционного климата в регионе нет, а решения принимаются слишком скоропалительно, пишет председатель профсоюза химиков Юлия Леонтьева.
Эстония должна отстаивать такое же исключение в правилах Европейской комиссии для использования биометана в большегрузных автомобилях, какое сделано для использования э-топлива в легковых автомобилях, пишет генеральный директор Эстонского газового союза Хейко Хейтур.
На автомобильном рынке сейчас царит неопределенность, но новым покупателям стоит учитывать, что автомобилем они будут пользоваться около 3-4 лет, поскольку вскоре на авторынок придут новые технологии, пишет в своем сообщении для прессы исполнительный директор Amserv Рене Варек.
Председатель правления VKG Ахти Асманн считает, что новый коалиционный договор пытается откатить рынок сланца на 10-15 лет назад, когда эта сфера была более зарегулированной и подчинялась Департаменту конкуренции. В то же время он не торопится с выводами, т.к. ждет, пока правительство даст свою трактовку коалиционному договору, некоторые пункты из которого можно понимать двояко.
Список американских акций с дивидендной доходностью в диапазоне от 4% до 12%
Вместо того чтобы с лупой искать на бирже компании с потенциалом быстрого роста, можно сосредоточиться на стабильном поступлении дивидендов, которые помогут постепенно нарастить ваш портфель. Вопрос заключается в том, как выбрать такие компании, которые действительно смогут значительно увеличить доходность портфеля.