Чтобы развеять опасения газет «Деловые ведомости» и Äripäev по поводу наших отношений с сервисом HashFlare, я повторяю свой ответ на вопросы Тавгеня от 11 декабря: «История HashFlare такова, что мы действительно разработали и запустили сервис облачного майнинга в далеком 2015 году, и изначально этот сервис оперировал под брендом HashFlare от эстонской компании HashCoins OÜ. В конце 2015 года, на фоне роста популярности криптовалют, из-за пределов Эстонии нам поступило предложение о продаже сервиса, в результате чего в 2016 году были осуществлены сделка и передача сервиса в британскую компанию, названную HashCoins LP. По условиям сделки, новый владелец мог использовать бренд HashCoins в названии зарубежной компании с целью снижения репутационных рисков для бренда, но был обязан провести ребрендинг в течение 2 лет: с 2018 года HashCoins LP называется HashFlare LP. Каждое из вышеописанных юридических изменений сопровождалось изменением условий сервисного договора, а также оповещением пользователей».
Мы понимаем, что для пробуждения журналистской интриги интереснее создавать громкие заголовки и поднимать темы «криптомиллионеров», но для делового издания факты должны быть чем-то сакральным (и трактовки также должны опираться на факты), а не игнорироваться или упоминаться лишь частично на собственное усмотрение автора и лишь в аспектах, соответствующих его предположениям.
Тот факт, что мы больше не являемся владельцами HashFlare, должен быть давно и хорошо известен как редакции DV, так и ÄP. 31 октября 2019 года портал Äripäev, IT-uudised.ee, а затем и DV также
опубликовали историю нашей компании, которую мы написали в ответ на новость о том, что Burfa Tech заняла первое место в топе IT-компаний по версии Äripäev.
Цитирую: «Изначально временное решение в конечном счете позволило создать один из крупнейших в мире сервисов по добыче криптовалют. Однако на текущий момент этот сервис уже остался в истории — на определенном этапе мы его продали, решив сосредоточиться на остальных направлениях нашего бизнеса и, в частности, на строительстве дата-центров. [...] Одновременно со сменой фокуса и интересов было принято решение провести глобальный ребрендинг всего холдинга Burfa Capital, в связи с чем HashCoins превратился в Burfa Tech».
На дополнительные вопросы Ярослава Тавгеня и его попытки подтвердить теорию о том, что Иван Турыгин и Сергей Потапенко все еще участвуют в управлении бизнесом HashFlare и после 2016 года, я ответил 21 декабря. Цитирую: «В процессе передачи бизнеса от HashCoins OÜ в HashCoins LP наша эстонская компания HashCoins Trade OÜ оказывала услугу по принятию средств, так как у HashFlare LP не было расчетных счетов в банках. Это продолжалось до осени 2016-го года, после чего HashCoins LP начала самостоятельно принимать средства на свои счета. Прошу обратить ваше внимание, что инвойсы выставлялись именно от компании HashCoins LP, а в футере эстонская компания была указана именно как получатель средств, а не как выгодополучатель».
На вопрос, почему тогда на сайте компании Сергей Потапенко все еще был представлен как главный исполнительный директор, я ответил следующим образом: «По всей видимости, из-за халатности новый оператор сервиса вовремя не внес изменения на сайт. Насколько мне известно, эта ошибка была устранена сразу по ее обнаружению».
Юри Сирель, присяжный поверенный, представляющий компанию в Эстонии, также объяснил Ярославу Тавгеню продажу и передачу бизнеса HashFlare: «Владелец и конечный бенефициар HashFlare LP не является гражданином или резидентом Эстонской Республики. Несмотря на то, что сервисная платформа HashFlare была запущена в 2015 году эстонской компанией HashCoins OÜ, предоставление всей услуги вместе с брендами было передано компании Fast Consult Trade LP, действующей в Великобритании (Шотландия), в марте 2016 года. Затем, 18 марта 2016 года, компания Fast Consult Trade LP была переименована в HashCoins LP. Бренды HashFlare/HashCoins, которые уже были хорошо известны пользователям, продолжали использоваться, чтобы не подорвать доверие к поставщику услуг резкими изменениями. Все клиенты, пользующиеся услугой, были уведомлены о соответствующих изменениях по электронной почте. Компания HashCoins OÜ (ныне Burfa Tech OÜ), зарегистрированная в Эстонии, продолжала оказывать техническую поддержку и услуги по ИТ-разработке, а также управлять доменами и поддоменами до мая 2018 года». На уточняющий вопрос Тавгеня о том, кто в настоящее время является конечным бенефициаром HashFlare, юрист ответил: «Наш клиент не хочет общественного внимания, и я не могу ответить на этот вопрос также из-за конфиденциальности взаимоотношений между адвокатом и клиентом».
Для себя мы считаем эту тему закрытой. Поскольку у нас нет ни оснований, ни полномочий выступать от имени HashFlare, в нашу задачу не входит оспаривать и опровергать взгляды и заявления, сделанные DV и ÄP в их статьях относительно услуг HashFlare. Каждый человек, каждый журналист и каждое СМИ имеют право высказать свое мнение о тех или иных вещах. Каждый также имеет право высказывать критику, а заинтересованная компания — реагировать на нее.