Премьер-министр Юри Ратас и ведомая им Центристская партия лишились какого бы то ни было шанса на какую бы то ни было свободу манёвра без кардинального изменения риторики, политики и места, занимаемого сейчас на политическом ландшафте страны.
Победа, одержанная Юри Ратасом над оппонентами в ходе баталии по вопросу о доверии к нему, способна вдохновить разве что стойких приверженцев его партии, несмотря на то, что сам премьер держался молодцом и даже удачно отбивал удары. В конце концов, исход был предрешён простым арифметическим соотношением правящей коалиции и оппозиции в зале заседаний Рийгикогу.
Причин для радости на самом деле у центристов в массе своей должно быть мало. Потому что момент истины наступил где-то за неделю до парламентских дебатов по вотуму. А именно: когда лидер Партии реформ Кая Каллас, впервые после разных кивков и приглашающих жестов, объявила во всеуслышание, что ни в какое правительство, возглавляемое Ратасом, в качестве министра идти не намерена.
До этого момента были разные варианты стряхнуть с себя рок норовящей диктовать правительству свою политику партии EKRE и как-то переформатировать правящую коалицию. Теперь – всё, та же простая арифметика, сработавшая при голосовании вотума недоверия премьер-министру, говорит о том, что без реформистов никакое переформатирование, сопровождающееся удалением EKRE и сохранением Ратаса в главном кабинете Дома Стенбока, невозможно.
Опасения Юри Ратаса по поводу своего кресла можно, разумеется, понять. У Партии реформ ничуть не меньше амбиций, чем у EKRE, да к тому же они подкрепляются самой многочисленной в результате победы на выборах парламентской фракцией.
Национал-консерваторов, пока, во всяком случае, сложившаяся ситуация устраивает возможностью регулярно устраивать разведку боем и, в случае неудачи или неполной удачи, отходить на исходные позиции, чтобы готовить очередную спецоперацию. Ратаса такое положение тоже устраивает – потому, что на его формальные (подчеркнём – формальные) прерогативы никто не покушается.
Экс-председатель Социал-демократической партии, а ныне депутат Рийгикогу Евгений Осиновский упрекнул реформистов в том, что они выразили недоверие не совсем по адресу – мол, надо было бы не премьеру, а нашалившим министрам от партии EKRE.
По существу Осиновский прав, но дело в том, что у Партии реформ в этом случае не было и не могло быть иного адресата, поскольку её, в принципе, не интересовали какие-то там конкретные министры, реформисты все свои силы кладут на то, чтобы пилить сук, на каковом примостилось в целом любое правительство, в котором нет их самих.
Похожие статьи
Многие семьи в Эстонии порой оказываются в сложных жизненных обстоятельствах. Но даже небольшая помощь способна существенно облегчить их положение и дать надежду на лучшее. В этом году компания
Wallester присоединилась к важной благотворительной инициативе, став партнером фонда
Naerata Ometi. Миссия этой организации проста – не оставлять людей наедине с их бедами.