Урсула фон дер Ляйен, которая не без труда набрала в Европарламенте нужное количество голосов, чтобы занять пост президента Еврокомиссии, представляет либеральное крыло консерваторов, глубоко знает политику Германии и владеет французским языком, что делает её сильным игроком, а это, по мнению политического обозревателя Ахто Лобьякаса, отвечает и интересам Эстонии.
Кандидатуру Урсулы фон дер Ляйен поддержали 383 депутата Европарламента, против неё проголосовало 327 депутатов, 23 депутата воздержались, один голос был признан недействительным.
Поддержка нового президента Еврокомиссии оказалась не слишком высокой. Что это значит?
Кто-то сработал очень хорошо и точно. Люди из команды фон дер Ляйен трудились 24 часа сутки и 7 дней в неделю во имя того, чтобы заполучить эти голоса. Поскольку голосование было тайным, то результат большого аналитического значения не имеет. Мы не узнаем, сколько голосов она получила от социал-демократов, зелёных и ультраправых.
Кто такая Урсула фон дер Ляйен?
Она немецкий политик, представляющий мейнстрим, многолетняя соратница Ангелы Меркель . Её считали возможной преемницей Меркель. Она ею не стала, но очень хорошо знакома с главными течениями немецкой политики. Фон дер Ляйен входила не в одной правительство, которое христианские демократы формировали с социал-демократами, а поэтому она представляет собой несомненную точку опоры для Германии в Еврокомиссии. А через Германию – и для всей остальной Европы, постольку, поскольку Европа заинтересована в status quo, иными словами, в сохранении того, что мы понимаем под Европейским союзом.
Можно, наверное, сказать, что фон дер Ляйен знает Европу с детства?
Да, она родилась в Брюсселе, в семье тогдашнего чиновника ЕС. Поэтому она свободно говорит по-французски, что очень важно для второго колеса в европейской телеге. Для Франции важно, чтобы, кто бы ни возглавлял Еврокомиссию и руководил бюрократией ЕС, он говорил бы по-французски. Это обстоятельство даёт и Урсуле фон дер Ляйен возможность лучше видеть динамику ЕС. Думаю, что здесь можно вычитать главные черты деятельности Еврокомиссии в течение пяти ближайших лет. – это будет консолидация оси Германия-Франция.
Это хороший выбор для Эстонии?
У Эстонии нет какого-то своего особого интереса в выборе главы Еврокомиссии. Важно, чтобы это не был разрушитель институтов и чтобы это не был слабый кандидат. Тут в обеих графах можно поставить галочки, и поэтому для Эстонии, как и для всей остальной Европы выбор вполне хороший.
Фон дер Ляйен стала компромиссным кандидатом. Франс Тиммерманс оказался неприемлемым для Восточной Европы?
Это малость спекулятивно, но при Тиммермансе ось европейской динамики пролегла бы немного иначе. Восточноевропейский вопрос, видимо, оказался бы в фокусе внимания, поскольку Тиммерманс – это человек и политик, для кого очень важны фундаментальные ценности. С избранием фон дер Ляйен интенсивность этого направления была немного приглушена. Следовательно, Восточная Европа не будет в центре внимания деятельности следующего состава Еврокомиссии. А это, в свою очередь, означает, что Восточная Европа – Орбан, Качиньский и т.д. – смогут и дальше делать, что они делали до сих пор, и сами решать, закручивать гайки или нет.
С другой стороны, здесь очевиден сигнал: если Восточная Европа не желает идти в ногу с привычной динамикой status quo, где Германия и Франция, сообразно своей истории и своим конституционным нормам и т.п., формируют лицо Европы, то вольному воля, т.е. ей решать, куда двигаться дальше. Надеюсь, что к этому месседжу и в Эстонии отнесутся очень серьёзно.
Евроскептики, в их числе и евродепутат от Эстонии Яак Мадиссон, утверждают, что с Урсулой фон дер Ляйен ЕС ждут новые расколы и новые «экзиты». Такое возможно?
Большинство ультраправых партий, особенно в Восточной Европе, исходит из предположения, что получение одной пятой голосов несёт в себе некий больший мандат. Электоральная почва EKRE в Эстонии тоже узкая, и о расколах можно говорить лишь в том смысле, чего хочет или не хочет EKRE. И эти известные расколы для нас намного менее опасны, чем, если руководство Еврокомиссии откажется от отстаивания фундаментальных европейских ценностей.
Фон дер Ляйен в ходе кампании много говорила о климате и социальных вопросах. Как её преимущественно федералистские взгляды могут повлиять на развитие единого европейского экономического пространства?
Ясно, что она во многом будет исходить из того, что важно для Германии и Франции, а также из практического сочетания воззрений и возможных конфликтов двух государств. Ей придётся улаживать разногласия, вытекающие из базовых интересов Германии и Франции, как это делали Жан-Клод Юнкер и его предшественники. В дополнение к экономике, которая есть, конечно, альфа и омега Европейского союза.
Тема окружающей среды чрезвычайно важна с точки зрения зелёных. Важно иметь в виду, что зелёные, согласно опросам, стали популярнейшей партией в Германии, и речь не идёт о какой-то нишевой проблеме.
Есть, конечно, и вопрос иммиграции, которая не является проблемой номер один ни в Германии, ни в Швеции. Западная Европа продвинулась вперёд, а вот у Восточной Европы здесь могут быть наиболее тесные точки соприкосновения с теми приоритетами, которые могли бы быть у фон дер Ляйен. Здесь есть почва для конструктивного обсуждения и сотрудничества даже с наиболее репрессивными и авторитарными восточноевропейскими режимами- в зависимости от того, насколько фон дер Ляйен готова к компромиссам, скажем так, на ценностном уровне.
К СВЕДЕНИЮ
Урсула фон дер Ляйен
Родилась 8 октября 1958 г. в Брюсселе.
Германский политик, член ХДС.
Училась на разных факультетах в Геттингенском университете, Мюнстерском университете и Лондонской школе экономики и политологии, а также в Высшей медицинской школе в Ганновере.
С 2013 г. была министром обороны ФРГ. В 2009-2013 гг. занимала пост министра труда и социальных дел во втором правительстве Ангелы Меркель, а в 2005-2009 гг. – министр по делам семьи в первом правительстве Ангелы Меркель.
Похожие статьи
31 января состоится День цифровой уборки компании Telia. Давайте вспомним, как в этом году Силы обороны Эстонии провели цифровую уборку, в ходе которой из ИТ-систем и устройств были удалены десятки терабайт цифрового мусора.