Вхождение Герхарда Шрёдера в совет Роснефти – событие во многих смыслах красноречивое.
Недавно прошла новость о том, что друг президента России и председатель комитета инвесторов его любимого проекта – газовой трубы «Северный поток» - бывший канцлер ФРГ и влиятельная фигура СДПГ Герхард Шрёдер назначен независимым членом (independent director) в совет Роснефти, ещё более весомой жемчужины российского госкапитализма.
Эти должности оплачиваются многомиллионными компенсациями.
Безусловно, европолитик заинтересован в том, чтобы зарабатывать на своём политическом капитале и капитал реальный, но я склонен полагать, что эта часть сделки в широком плане менее важна. Хотя это и символично, и некрасиво, если не сказать грубее. Красноречиво то, что соратники Шрёдера по партии проявляют сдержанность.
Каков же наиболее важный вывод из этой новости? Их вообще-то несколько. Во-первых, она демонстрирует высокую степень доверия президента Путина лично к Шрёдеру. Во-вторых, в совете директоров Роснефти укрепляется группа личных друзей Путина.
Вдобавок к его личному доверенному лицу, исполнительному директору компании Игорю Сечину, которого порой считают «человеком номер два» в России, теперь ещё и Шрёдеру, а также верному соратнику Путина по его шпионским временам в ГДР и более позднему бизнесу Матиасу Варнигу следует добавить главу совета, бывшего министра экономики, а ныне экономического советника президента Андрея Белоусова.
Таким образом, это четыре особо верных голоса из девяти. К ним можно отнести ещё один голос бывшего хозяйственного руководителя Exxon (sic!) и главного исполнительного директора Glencor (крупнейший клиент), а также двух руководителей BP. Совсем не плохо.
В-третьих, не стоит забывать, что у Роснефти не только довольно большое долговое бремя, но и запас крупнейших месторождений. Плюс большие некоммерческие затраты, в частности, в поддержку российской внешней политики, скажем, в Венесуэле, на Ближнем Востоке и др. И при этом компания зажата в санкционные тиски, потому что именно технологические и финансовые санкции бьют по ней особенно больно.
За этим назначением просматривается и надежда использовать контакты бывшего западного топ-политика в лоббировании ослабления санкций для получения для Роснефти нужных технологий. Сумел же Шрёдер достаточно успешно тянуть «Северный поток». Не следует исключать и надежду на активную деятельность Шрёдера в кругу европейских политиков, выражающих недовольство последними санкциями США против России.
Autor: Райво Варе, предприниматель
Похожие статьи
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий по итогам встречи с главами правительств стран Балтии заявил, что считает проект «Северный поток-2» очень опасным для Европы проект. «Польша давно стала независимой от «Газпрома», мы построили терминал для сжиженного газа в Свиноуйсьце и теперь намерены расширить его перерабатывающие возможности. Кроме того, сейчас мы ведём переговоры с Данией и Норвегией»,— сказал он «Польскому радио».