Глава британского МИДа Борис Джонсон уверял накануне референдума, что ЕС можно будет серьёзно реформировать и сделать более демократичным, только сказав ему «нет».
«Нет» сказано, пришло время дебатов на тему реформирования ЕС. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, до сих пор известный как твёрдый федералист, предложил, выступая в Европарламенте, пять сценариев будущего союза. Два из них (сосредоточение на общем рынке и Европа разных скоростей), возможно, были бы даже приемлемы для большинства британских избирателей.
Руководители четырёх крупнейших государств (Германии, Франции, Италии и Испании) уже одобрили модель разноскоростного сотрудничества, которая ещё пару лет назад считалась неприемлемой. Таким образом, Еврокомиссия и крупнейшие государства ЕС, в опасении ослабления ЕС и самих себя, приступили к планированию изменений политики и функционирования союза. Вместо скрытой федерализации предлагается большее право стран принимать самостоятельные решения во избежание роста национализма и распространения схожих с брекзитом настроений.
Британский документ о выходе из ЕС говорит о стремлении остаться на общем рынке по возможности больше, заплатив за это по возможности меньше. Лишь 13 марта парламент, после нескольких попыток ещё усложнить выход из ЕС, уполномочил правительство начать переговоры о выходе.
Переговоры начнутся, видимо, уже в апреле. Исходная позиция британского правительства – жёсткий выход из ЕС, но в ходе переговоров она может смягчиться под влиянием Еврокомиссии, стран ЕС и британской оппозиции. Жёсткий брекзит означал бы уход Великобритании с общего рынка и оформление торговых связей по правилам ВТО. При мягком брекзите Великобритания осталась бы членом общего рынка и экономического сообщества, но получила бы больше особых прав.
За силовой исходной позицией премьер-министра Великобритании Терезы Мэй и т.н. министра брекзита Дэвида Дэвиса – осознание того, что ни одно государство ЕС не заинтересовано в уходе Великобритании с её второй после Германии экономикой в Европе.
Брюссель же может сделать ставку на то, что позиции Дэвиса будет ослаблять ситуация в Шотландии и Северной Ирландии, где большинство избирателей проголосовало за ЕС. В Шотландии уже инициирован процесс организации нового референдума о независимости. Консервативное правительство Терезы Мэй не хотело бы войти в историю с клеймом разрушителя Великобритании.
Процесс ухода Великобритании из ЕС уже поставила под сомнение экономическая и иммиграционная политика новой администрации США. Если ранее британцы рассчитывали в противовес сотрудничеству с континентальной Европой на расширения сотрудничества с США и остальным миром, то теперь они вынуждены считаться с протекционистской политикой «America first» Дональда Трампа.
Уход Великобритании из ЕС, в случае, если процесс пойдёт гладко, может завершиться примерно через два года. «Развод» должны утвердить Еврокомиссия и парламенты всех стран ЕС. Не все готовы одобрить его на британских условиях и в сложившейся к тому времени политической ситуации.
Дебаты о будущем Европы должны тоже прийти к завершающей фазе к 2019 году, к возможному созыву Конвента о будущем Европы. На нём можно было бы сформировать новые, более демократичные и эффективные институты сотрудничества и сформулировать новую политику. Сохранение Великобритании в составе ЕС означало бы не только углубление особого статуса британцев в ЕС, но существенное расширение и большую гибкость модели сотрудничества Европы разных скоростей, в чём заинтересованы и многие другие страны.
Вне зависимости от исхода переговоров об уходе Великобритания уже сделала ЕС более гибким. От выборов в ряде стран и результатов дебатов о будущем ЕС зависит направление дальнейших перемен. У Эстонии есть для участия в этих процессах исключительные возможности во время начинающегося вскоре срока её
председательства в ЕС. Для того, чтобы дебаты о судьбе ЕС были бы содержательными, в Эстонии необходимо широкое сотрудничество правительственных учреждений, общественных организаций и СМИ.
Autor: Ивар Райг
Похожие статьи
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй потребует от Евросоюза вернуть Лондону $11 млрд, которые хранятся в Европейском инвестиционном банке, пишет Sunday Times.
Великобритания прекратит переговоры с Евросоюзом по Brexit, если Брюссель не перестанет требовать от Лондона 100 миллиардов евро за эту процедуру. Соответствующее заявление сделал министр по выходу королевства из ЕС Дэвид Дэвис в интервью The Sunday Times, опубликованном в воскресенье, 21 мая.
Премьер-министр Юри Ратас принимал участие во внеочередной встрече Европейского совета. Перед саммитом премьер-министр обсудил председательство Эстонии в ЕС и приоритеты с премьер-министром Италии Паоло Джентилони, главой фракции социал-демократов и демократов Европарламента (S&D) Джанни Пителлой и главой фракции Альянс либералов и демократов за Европу (ALDE) Ги Верхофстадтом.
Если компания хорошо зарабатывала на транзите, то она может остаться на рынке даже в условиях, когда этот транзит “тает” на глазах.
Граждане стран Евросоюза могут остаться жить и работать в Великобритании и после выхода страны из ЕС, но для этого им необходимо будет вновь подать заявку на проживание, следует из опубликованной 26 июня программы британского правительства.