Комментарий юриста:
Прежде всего, следует отметить несостоятельность ссылок совета акционерного общества на возможное нарушение Закона об отпусках: названный закон прекратил своё действие 1 июля 2009, в то время, как регулирование вопросов, связанных с отпусками, было перенесено в четвёртый раздел Закона о трудовом договоре (ЗоТД). Вместе с тем, даже если отказаться от столь формалистического подхода, заметим, что ни новая, ни старая редакция ЗоТД не распространяла своё действие на отношения юридического лица с членом его руководящего органа, в данном случае – правления. Здесь будет уместным процитировать содержание части 5 статьи 1 действующего ЗоТД: «положения, касающиеся трудового договора, не применяются в отношении договора с членом руководящего органа юридического лица».
Поскольку, как установлено выше, нормы трудового права на деятельность правления не распространяются, отношения члена правления с юридическим лицом (прежде всего, их трудовой элемент) нуждаются в детальной регламентации. Причины такой потребности очевидны: член правления нуждается в отпуске, вознаграждении за свой труд, возможных компенсациях при увольнении и пр. Ни одна их этих потребностей не удовлетворяется «по умолчанию», как это происходит в случае с работником.
Указанную проблему может решить служебный договор с членом правления. Такой договор является ничем иным, как разновидностью договора поручения, определённого ст. 619 Закона об обязательственном праве (ЗОП): «по договору поручения одно лицо (поверенный) обязуется в соответствии с договором оказать другому лицу (доверителю) услуги (исполнить поручение), а доверитель обязуется уплатить ему за это вознаграждение при наличии соответствующей договоренности». Такая позиция неоднократно подтверждена решениями Государственного Суда ЭР (например, дело № 3-2-1-103-08). По счастью, в рассматриваемом случае служебный договор с членом правления имеется, и вопрос предоставления отпуска в нём урегулирован.
Таким образом, исключая ссылку на недействующий Закон об отпусках и прочие неприменимые в данном случае нормы трудового права, мы имеем гражданско-правовой спор из договора поручения, к которому, помимо положений ЗОП применяется также Коммерческий Кодекс, устав акционерного общества, а также решения его совета и общего собрания.
Прежде всего, необходимо разобраться, по какой причине член правления не предоставлял заявлений на отпуск, как того требует п. 11 Договора с членом правления (Договор). Постоянная смена состава совета здесь едва ли может являться объяснением, поскольку совет – это постоянно действующий орган с определёнными полномочиями и его персональный состав значения не имеет.
Во-вторых, нужно понять, почему совет не утверждал доплаты за неиспользованный отпуск сразу после рассмотрения отчёта за хозяйственный год, несмотря на положение п. 12 Договора, ведь Договор не обязывает члена правления обращаться с отдельным заявлением по этому поводу. Возможно, ответ на этот вопрос зафиксирован в протоколах собрания совета.