Последние рейтинги политических партий и возможная смена руководства в некоторых из них в самое ближайшее время – вещи взаимосвязанные и восходят к разочаровавшим как политиков, так и избирателей итогам и последствиям выборов.
- Эльконд Либман, Деловые Ведомости
Результаты опроса общественного мнения, проведённого TMS Emor, социолог Юхан Кивиряхк назвал беспрецедентными. «Я не помню такой ситуации, чтобы через два месяца после выборов суммарная поддержка коалиционных партий была бы на уровне 40%, а суммарная поддержка оппозиции – 52%. Обычно бывает наоборот», - так он объяснил своё удивление.
Причины этой поразительной не только по мнению Кивиряхка ситуации следует искать в первую очередь в несбывшихся ожиданиях избирателей, причём не только тех, кто голосовал за оппозицию и надеялся на формирование иной коалиции, но и сторонников правящего союза. Общий электоральный лейтмотив накануне и во время выборов точно описывается названием знаменитой когда-то песни Виктора Цоя «Мы ждём перемен!».
Очень скоро стало ясно, что никаких перемен электорат не дождался, а первые же практические решения правительства только усугубили разочарование. Поэтому неудивительно прежде всего сокрушительное падение рейтинга Партии реформ с 28% на выборах до 19%. Сильное – с 14% до 8% - снижение популярности IRL коррелирует с ростом поддержки Свободной партии до 18% с 12% на выборах.
Логика тут в целом та же, но усиливается обманутыми ожиданиями традиционного консервативного электората. В этом контексте вполне логичным выглядит и некоторый подъём рейтинга социал-демократов с 15% до 17% как наиболее строптивых членов правящей тройки, эту строптивость порой публично проявляющих. На первое место в «турнирной таблице» вновь поднялась Центристская партия, которую поддержали 26% опрошенных. И в этом случае есть, вдобавок к тому, о чём говорилось выше, ещё один момент, ко- торый можно назвать «фак- тором Сависаара», вернее, его отсутствия. Последнее подтверждается тем, что рост поддержки был обеспечен эстонскими голосами, поскольку среди русского электората она никаких изменений не претерпела.
Большинство ведущих партий сейчас в ожидании съездов и возможной смены руководства. Но об этом в следующий раз.
Похожие статьи
Cуд над сотрудником КаПо Эстоном Кохвером, обвинённом в России в шпионаже, отодвинулся предположительно на август, но теперь важно не столько то, что будет происходить на суде, сколько то, что в более или менее ближайшее время после суда.
Тактика использования момента была наглядно продемонстрирована во время воскресной акции протеста против повышения топливных акцизов.
Примерно тысяча собравшихся в воскресенье на Тоомпеа человек пришли, чтобы выразить свой гнев против решения правительства повысить акцизы на топливо, что, как справедливо замечают критики этого намерения, отразится на всех ценах и соответственно качестве жизни населения. Масла в огонь подлили неуклюжие объяснения премьер-министра, а перед самой акцией – известного мастера афоризмов Юргена Лиги. Несколько смущало, правда, реноме инициаторов акции – молодёжной организации Консервативной народной партии (EKRE) «Синее пробуждение». Однако возмущение планами правительства было настолько велико, что даже политически наиболее брезгливые не придали этому факту слишком уж большого значения.
Картина благоприятной деловой среды Эстонии быстро начинает рушиться.
Пустующее место Эдгара Сависаара в зале заседаний Рийгикогу означает не только то, что временно эстонский парламент будет насчитывать сотню, а не сто одного депутата, оно знаменует рубеж, за которым вся политическая жизнь страны может пойти по-другому.
На минувшей неделе было сформировано и приступило к работе новое трёхпартийное правительство. Времени на раскачку, т.е. традиционных «ста дней», оппозиция ему давать не хочет. Иными словами, исполнительная власть должна с первого дня засучить рукава.