Заместитель главного редактора Aripaev Айвар Хундимяги не верит в жизнеспособность административной реформы. На то есть три причины.
Создание должности министра государственного управления политики объяснили желанием сделать Эстонию эффективной и уменьшить бюрократию, пишет Хундимяги. Однако он опасается, что задача будет реформистам не по зубам.
Во-первых, министерский портфель был создан не потому, что это подразумевалось в самом начале переговоров. Это было сделано для того, чтобы создать дополнительное министерское место – ведь по результатам выборов у СДПЭ и IRL должно быть одинаковое число портфелей. Однако реформисты при этом должны были сохранить доминирующую позицию.
Обсуждалась, например, должность т.н. «евроминистра», который мог бы готовиться к периоду председательства Эстонии в ЕС. Однако партия Реформ предпочла создать должность министра госуправления, поскольку евроминистр мог бы затмевать министра иностранных дел Кейт Пентус-Розиманнус – например, если бы им стал какой-нибудь более опытный политик из IRL.
Государственная реформа много обсуждалась в последний год. Если бы коалиция забыла об этой теме, то, например, Свободная партия могла бы набирать на ней политические очки перед следующими выборами. Чтобы этого избежать, коалиция прибрала тему к рукам.
Во-вторых, цели и рабочие обязанности нового министра довольно-таки туманны. Когда журналисты спросили у создателей новой коалиции, что будет делать новый министр, то стало понятно, что представители трех партий сами еще не знают. Они говорили о необходимости снижения бюрократии и числа чиновников, однако это и так понятно, учитывая, что в ближайшие 5 лет рынок труда Эстонии покинет 40 000 человек. Вместе с этим снизится и количество бюрократов – зачем же тогда создавать отдельное министерское кресло?
В частном секторе была бы немыслимой ситуация, когда на работу берут нового руководителя, однако те, кто его назначают, не могут сказать, чем именно он будет заниматься.
В-третьих, скепсис вызывают возможные кандидаты на эту должность. Если мы действительно хотим провести государственную реформу, нам нужен тот, кто проведет санацию. А это может быть лишь человек, не входящий в систему. У него свежий взгляд, опыт в перестройке крупных предприятий, свобода действий и он зарабатывает настолько хорошо, что не вцепится в свое место. Поэтому человек, занимающий эту должность, должен прийти из частного сектора. Реформу не может проводить политик, двигающийся по внутрипартийной карьерной лестнице, который должен ежедневно думать о том, как собрать больше голосов на следующих выборах.
Похожие статьи
В своем традиционном обращении по случаю годовщины Эстонской Республики, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес отметил, что власти страны зачастую не осмеливаются вводить крупные преобразования, руководствуясь, скорее, краткосрочными решениями, чем долгосрочными.
Председатель совета Банка Эстонии и бывший глава партии IRL Март Лаар сообщил в интервью газете Aripaev, что в начале нового года представит общественности небывалые реформы.