В 2023 году Министерство образования и науки заказало исследование эффективности школьной сети в Эстонии, однако стратегия ее оптимизации на ближайшие годы пока не представлена. Сторонники сохранения сельских школ говорят об угрозе традиционному образу жизни и идентичности, их оппоненты призывают вкладывать средства в подготовку и зарплаты учителей, а не в нерентабельные учреждения.
- Сеть сельских школ необходимо сокращать, уверен предприниматель Энн Вескимяги. Без деревенских школ сохранить национальную идентичность Эстонии не удастся, возражает ему режиссер, энтузиастка сельской жизни Алена Суржикова. Foto: Алена Ценно
В настоящий момент в Эстонии действует программа поддержки малых школ, но только тех, которые дают образование 1-й и 2-й ступени, иначе говоря, до 6-го класса включительно. По оценкам правительства, на субсидии могут рассчитывать около двух десятков образовательных учреждений.
«Я твердо выступаю за то, что как минимум до шестого класса дети должны иметь возможность ходить в школу вблизи от дома. Правительство разрабатывает соответствующие меры поддержки, чтобы сохранить и небольшие сельские школы», – заявляла в этом году министр образования и науки Кристина Каллас.
В то же время в министерстве говорят о неизбежном
сокращении школьной сети. Причины – низкая загруженность части образовательных учреждений, нехватка педагогов, а также дефицит бюджетных средств. Для того, чтобы понять, как именно реформировать систему школьных учреждений, минобразования в 2023 году заказало
исследование «Эффективность школ и школьной сети». При этом конкретная стратегия реформы малых школ на ближайшие годы
пока не представлена.
«Самобытность государства не вместить в таблицы Excel»
«Самая большая проблема сельской жизни – это отсутствие школ. И чья это проблема? Это проблема государства», – комментирует вопрос сохранения малых образовательных учреждений
в подкасте ДВ «Куры не клюют» режиссер, энтузиастка сельской жизни Алена Суржикова.
По ее словам, в Кяру, где много лет жила ее семья, сегодня осталась только школа 1-2-й ступени, хотя, по оценке Суржиковой, в поселке можно было бы открыть даже гимназию. «Понятно, что проблема образования у нас настолько острая, что учителей не хватает даже в городах. Но государство должно сохранять школы. Потому что, если не будет в деревнях школ, не будет и жизни. Если детям некуда ходить в школу, семья переедет туда, где школы есть», – отмечает она.
Укрупнение школ и тотальная урбанизация, по мнению Суржиковой, угрожает сегодня самому сохранению самобытности Эстонии.
Культура и самобытность государства не отражается в таблицах Excel. Это то, что нельзя оценить в затратах на эти школы. Если ты хочешь сохранить настоящий идентитет эстонского народа, если ты хочешь сохранить сельскую культуру, ты должен сохранить эту школу. Задача каждого жителя нашей страны, чтобы школы сохранялись.
Алена Суржикова
режиссер, создательница музея колясок в Кяру
Суржикова полагает, что сегодня центральные власти мало озабочены сохранением малых школ на селе, концентрируясь на сохранении бюджетного баланса. «Сколько там в Кяру учеников? 50? А, все, вычитаем, закрываем. Так же происходит и в других местах», – сетует она. При этом, по мнению сторонницы сохранения малых школ, самоуправления не проявляют достаточно самостоятельности, следуя указаниям из Таллинна, в ущерб качеству жизни на местах.
«Вкладывайте в учителей, а не в бетон»
Другого мнения придерживается Энн Вескимяги, предприниматель и член совета Союза работодателей. По его словам, сегодня Эстония находится на ведущих позициях по доле финансирования, которая тратится на образование, однако средства эти расходуются неверно. В частности, по мнению Вескимяги, средства, которые сегодня выделяются на строительство новых и переоборудование уже существующих школ следовало бы вкладывать в подготовку учителей и повышение зарплат педагогам.
Выходит, деньги у нас есть, но мы вкладываем их в бетон. А нужно вкладывать в учителей, другого варианта я не вижу.
Энн Вескимяги
предприниматель, член совета Союза работодателей
Критикует он и недостаточную смелость в вопросе оптимизации школьной сети. «Мы знаем, сколько учеников поступит в 1-й класс через семь лет. Знаем, сколько первоклассников будет в следующем году, и еще через год. Эти данные все есть. Но мы все равно ни одну школу не можем закрыть, да еще и открыли в этом году две новые гимназии», – недоумевает Вескимяги.
Нерешительность в закрытии нерентабельных школ он связывает в том числе с тем, что в большинстве советов самоуправлений сегодня заседают в том числе директора школьных учреждений: «Вот скажите, какой директор внесет в совет самоуправления предложение "Давайте закроем мою школу"? Никогда не будет этого».
По мнению Вескимяги, образовательную систему после 6-го класса следовало бы передать из ведения местных самоуправлений Министерству образования, что позволило бы принимать решения об эффективной оптимизации школьной сети.
Похожие статьи
На углу улиц Спорди и Ярвекюла в Кохтла-Ярве можно увидеть заброшенное здание с башней. Сейчас это окраина рядом с промзоной VKG, но при зарождении города здесь был его центр, который теперь называют Старым городом. Дом с башней – уникальное школьное здание, которое приняло первых учеников в 1939 году и служило центром не только образования, но также спортивной и культурной жизни Кохтла-Ярве.
Правительство не сумело или не нашло нужным выдавить из себя даже нелепые слова, дабы хотя бы сделать вид, что хочет как-то подбодрить учителей. Впрочем, премьер-министр нашла другие слова, за которые потом вынуждена была извиниться, пишет политический обозреватель ДВ Эльконд Либман.
По словам министра образования и науки Кристины Каллас, Эстония не сможет в долгосрочной перспективе сохранить все из 158 нынешних гимназий, поскольку уже сейчас в стране наберется учащихся только на 100 гимназий, передает
rus.err.ee.Перевод обучения на эстонский язык может быть не таким быстрым, как задумывалось авторами реформы, в детских садах Нарвы, где остро не хватает эстоноязычных педагогов, и в Центре профобразования Ида-Вирумаа. Сегодня в этот профтех конкурс больше, чем в Тартуский университет, но большинство учеников не могут изучать профессию полностью на эстонском.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.