За брендами Südameapteek, Benu, Euroapteek и Apotheka встают в строй как будто выпрыгнувшие из аппарата для клонирования аптеки, которые должны были стать независимыми предприятиями, принадлежащими фармацевтам. Тщательно изучив экономические отчеты последних лет, мы обнаружили многозначительные ошибки и миллионные требования, которые тают через несколько лет.
По мнению участников рынка и критиков,
побеседовавших с Äripäev, большинство руководителей-владельцев аптек по-прежнему зависят от оптовых торговцев лекарствами.
Обратите внимание: цель аптечной реформы состояла в том, чтобы сделать провизоров свободными в своих решениях.
Целью реформы было предоставление реальной власти в аптеке фармацевту, т.е. сокращение отношений собственности между аптеками и оптовыми торговцами лекарствами. Чтобы оптовики больше не контролировали деятельность аптек, а фармацевт был в первую очередь медицинским работником, а не продавцом безрецептурных лекарств и товаров для здоровья, приносящих оптовику хорошую прибыль.
Поправки к закону, принятые в 2014-2015 годах, предполагали длительный переходный период, а реформа вступила в силу в начале апреля 2020 года. Мажоритарным владельцем аптеки теперь может быть только физическое лицо, имеющее лицензию фармацевта и обладающее всеми полномочиями по управлению аптекой. Все аптеки, принадлежащие четырем крупным брендам – Apotheka, Südameapteek, BENU и Euroapteek – были перерегистрированы на имя фармацевтов.
Хотя фармацевты должны иметь полную свободу в принятии решений, на самом деле они по-прежнему связаны разными контрактами с теми же самыми аптечными сетями, бизнес-модель которых сменилась на франчайзинг.
Однако за этими франчайзерами стоят деловые интересы оптовых торговцев лекарствами. По оценкам, две трети всех аптек на рынке являются зависимыми, а многие из их управляющих-владельцев считаются просто аптечными операторами, которых при необходимости заменяют.