Жители России, владельцы жилья в Эстонии, после введения запрета на пересечение границы по краткосрочным визам стали активно продавать недвижимость – с августа 2022 их число уменьшилось почти на четверть. Но некоторые собственники не готовы расставаться со своими домами и квартирами. ДВ узнали, как им удается обслуживать недвижимость сейчас, и на что они надеются в дальнейшем.
- Хутор Jussi Talu на западе Харьюмаа – один из тысяч объектов недвижимости в Эстонии, принадлежащих россиянам. Foto: Личный архив семьи Александровых
В августе 2022 года правительство Эстонии утвердило запрет на пересечение границы для большинства граждан России с шенгенскими визами типа C. Помимо туристов, мера коснулась и россиян-владельцев недвижимости в Эстонии. По оценке вице-канцлера МВД Вейко Коммусаара, число собственников, затронутых запретом, на 2 сентября 2022 года составляло около 4500 человек.
На фоне действия санкций россияне стали активно продавать недвижимость в Эстонии. К 30 мая 2023 года число граждан РФ, не имеющих эстонского личного кода и владеющих квадратными метрами в стране, сократилось до 3366 человек, сообщила ДВ Хейлика Кутш, руководитель по связям с общественностью Центра регистров и информационных систем.
Земельный регистр тоже свидетельствует, что жители России гораздо активнее избавляются от недвижимости в Эстонии, чем приобретают ее. С 1 января 2022 по 30 мая 2023 года российские резиденты продали (а также подарили, обменяли или иным образом передали) 697 объектов недвижимости, а купили только 322, причем за последние пять месяцев состоялось всего 18 сделок.
Но есть и те россияне, кто не хочет избавляться от эстонской недвижимости, вопреки ограничениям на въезд в страну. С несколькими из них побеседовал корреспондент ДВ.
Запасной аэродром пригодился
Антон Запускалов приобрел жилье в прибрежном городке Азери в Ляэне-Вирумаа в 2017 году, работая в российском подразделении транспортной компании Lux Express. Квартира в 28 квадратных метров в реновированном советском доме обошлась ему в 330 000 российских рублей (около 4300 евро по тогдашнему курсу), расчет был произведен в России и оформлен через эстонского нотариуса. Конкретных планов переезда у его семьи не было, но в Петербурге Антон прошел курс эстонского языка и выучил его до уровня А2.
- Дом в Азери, в котором Запускаловы владеют квартирой. Foto: Личный архив семьи Запускаловых
В Эстонии Запускаловы проводили много времени вплоть до начала коронакризиса, приезжая в Азери как минимум раз в месяц. Поле снятия жестких ковидных ограничений в январе 2022 они тоже успели съездить в Азери и надеялись вскоре вернуться к допандемийному режиму визитов.
Но все пошло не так. И это тот мотив, который у нас был, когда мы покупали квартиру – выборы 2024 года в России, которые непонятно к чему бы привели. Иметь какие-то запасные аэродромы на этот случай было бы неплохо. Но пригодилось пораньше. Некоторое время и сразу после начала войны, и после объявления мобилизации, мы там провели. Так или иначе это все равно оказалось полезно.
Антон Запускалов
владелец квартиры в Азери
Хотя поселиться в Эстонии семья не может, по словам Запускалова, сейчас он не видит смысла «делать резкие движения», избавляясь от недвижимости. Расходы на содержание жилья невелики, 30-100 евро в зависимости от сезона, оплачивать коммунальные услуги удается через аккаунт платежной системы Wise, привязанный к эстонскому адресу и номеру телефона. К тому же пока он по-прежнему может посещать свое жилье, правда, уже со значительными препятствиями: для приезда в Эстонию теперь требуется лететь с двумя пересадками через Турцию и Центральную Европу: «Сейчас логистика такова, что заезжать туда меньше чем на пару недель экономически нецелесообразно».
При этом Антон говорит, что не надеется, что поездки в Азери из Петербурга снова станут простыми. «Я пессимист в этом смысле. Застать такую ситуацию мы сможем еще нескоро, если вообще сможем. Если возможность бывать в Эстонии вообще сохранится, она в обозримом будущем будет сопряжена с трудностями. Добрососедские отношения угроблены, и гробить их быстро, а восстанавливать долго, даже в случае политических перемен (в России)».
От Петербурга до Таллинна – 3000 км
Елизавета Александрова и ее муж Константин много лет владеют домом на западе Харьюмаа в местечке Алликлепа. «Мы намеренно искали именно в Эстонии. Я по работе связана была, друзей очень много эстонцев, и хотели именно в этой части – не в русском районе. Хотя в русскоязычных регионах Эстонии я выросла, мои бабушка с дедушкой жили в Кохтла-Ярве, а мама родилась в Таллинне в 1946 году», – рассказывает Александрова.
В последние 5-6 лет их семья не только сама приезжала в Алликлепа, но и сдавала дом на Airbnb. Арендный заработок был нарушен пандемией, но в начале 2022 года Елизавета вернулась к сдаче жилья, а незадолго до начала российского вторжения в Украину подала документы на вид на жительство по бизнесу в Эстонии. «Мы ездили в ЕС по 5-летней визе C как собственники, но времени нам не хватало, а проводили мы его в основном в Эстонии», – поясняет она мотив: «Мы проводили тут каждые выходные, выходило 85-87 дней за полгода (максимальный срок по визе C – 90 дней в полгода – прим. ред.)». Однако на запрос о ВНЖ Александровы получили отказ.
- Сейчас Александровы сдают свой хутор Jussi Talu в аренду. Foto: Личный архив семьи Александровых
Пока их виза собственников еще действует, но въезжать по ней напрямую в Эстонию из РФ нельзя. Последний раз, весной 2023 года Елизавета Александрова ехала из Петербурга в Алликлепа через Заполярье и русско-норвежскую границу, ее россияне могут пересекать по визе C и сейчас. «От Петербурга до Таллинна 3015 километров, услышав наш маршрут, норвежская пограничница чуть не заплакала. Но (летом) арендаторы, все равно дом готовить нужно было, хоть в Эстонии есть помощница, но основную работу мы делаем сами, ничего не поделаешь».
Деньги от аренды дома поступают на счет в Swedbank, оттуда же Елизавета оплачивает коммунальные услуги и налоги с дохода и за землю. Пока это возможно, Александровы надеются приезжать в Эстонию, пусть даже кружным путем через Норвегию. Но в феврале 2024 года их визы C истекают, и как посещать недвижимость в дальнейшем – не ясно. «Мы рассматриваем обходные варианты, например, швейцарскую визу, другие визы... Но, боюсь, никто нам такой длинный Шенген уже не выдаст. На всякий случай мы выписали доверенность на управление имуществом соседу-эстонцу», – делится Александрова.
Александровы участвовали в подаче петиции в Рийгикогу о допуске россиян-владельцев недвижимости в Эстонии в страну, собрав подписи нескольких десятков местных друзей и соседей, однако парламент ответил на обращение отказом. «Конечно, не хотелось бы продавать. Но если вынудят, то что делать», – вздыхает Елизавета.
Вдали от фамильного гнезда
«В Нарва-Йыэсуу есть краеведческий музей, а в нем отдельный уголок, посвященный моему прадеду, нашей семье собственно», – рассказывает петербурженка Нелли Багрецова. Еще ее предок, известный советский геолог, ездил по работе в Тартуский университет и со временем стал снимать дачу в эстонском курортном поселке. А следующее поколение семьи в Перестройку выкупило дом и смежный участок, достроили и расширили дачу: «Каждый год моя семья ездила туда на протяжении более чем 50 лет. Мне 33, из них туда я ездила 32 года, каждый год на три месяца, и дети мои туда ездили».
Ограничения на въезд, введенные правительством в августе 2022 года, застали Нелли с семьей в Нарва-Йыэсуу. «Нас никто не выгонял, с полицией не приходили. Мы планировали уезжать, но задержались – законсервировали, закрыли дом. Потом, когда известно стало, что Финляндия тоже будет закрывать (границу для въезда из России по визе типа C), заехали через Финляндию, проверили дом, и с тех пор я там не была», – рассказывает она.
По словам Багрецовой, сейчас у нее нет четкого видения, что делать с домом. О продаже речи не идет, ведь ценность дачи скорее эмоциональная – это «семейное гнездо», о денежном эквиваленте которого прежде и не задумывались. При этом есть серьезные опасения относительно сохранности дома – даче в Нарва-Йыэсуу уже 110 лет, это одно из старейших зданий города, и оно требует внимательного ухода.
Мы в прострации полной, даже сейчас. Я участвовала в петиции собственников. Но еще при общении внутри группы (владельцев недвижимости), я поняла, что у петиции нет никакого будущего. Потому что настрой собственников, скажем так, он подтверждал опасения эстонских властей.
Нелли Багрецова
совладелица дома в Нарва-Йыэсуу
Нелли говорит, что теперь надеется лишь на то, что обстоятельства россиян-владельцев недвижимости в Эстонии со временем будут рассматриваться индивидуально, и правительство, например, разрешит им заезжать в страну на 24 часа для обслуживания домов, как происходит в соседней Финляндии. «Проверить, открыть краны, выполнить мелкий ремонт, траву покосить банально, все прибрать за 4 часа и уехать, не оставаясь. Если бы так разрешили, это было бы большим подспорьем, было бы спокойнее», – говорит она.
Надежду на аналогичное решение выражает и семья Александровых: «Пусть даже сутки не спать, но мы бы тоже успели заехать».
Следите за ДВ в соцсетях! Подписывайтесь на наш подробный Telegram, оперативный Facebook и красивый Instagram.
Данная тема вас интересует? Подпишитесь на ключевые слова, и вы получите уведомление, если будет опубликовано что-то новое по соответствующей теме!
Похожие статьи
Эстонские сыр, шоколад и даже сливочное масло по-прежнему популярны в России. Даже сейчас эти товары можно купить в Санкт-Петербурге.
Введение визовых запретов и ограничений на переводы поставило в затруднительное положение россиян, владеющих жильем в Эстонии и теперь не имеющих к нему доступа. Эстонские банки не проводят сделок с российскими клиентами, соответственно, платить по коммунальным счетам или получать доход от аренды становится проблематичным. Но все равно россиянам удается это делать.
Война в Украине и объявленная в сентябре мобилизация привели к скачку спроса россиян на зарубежную недвижимость – за год он вырос более чем в два раза.
Выдача новых видов на жительство в Эстонии сократилась на четверть в 2022 году по сравнению с 2021-м. Миграционная квота к осени осталась заполненной не до конца.
Navalis Group - ведущая компания, работающая в сфере судостроения, судоремонта и сооружения
оффшорных конструкций более 23 лет. В состав
Navalis Group входят несколько компаний, которые успешно и эффективно работают на верфях в Эстонии, Литве, Финляндии, Германии, Нидерландах. Для Navalis Group 2024 год стал очень важным для развития и укрепления позиций на рынке. Компания демонстрировала динамичное развитие, внедряя новые услуги, укрепляя международное сотрудничество и совершенствуя внутренние процессы.