Вряд ли испанские республиканцы, вскрывая ящики с прибывшим из Франции оружием, знали, что маркировка АТ на грузе означает «Арсенал Таллинн». Спасибо за доставку эстонских автоматов на фронт Гражданской войны в Пиренеях стоило сказать коммерсанту Борису Линде, самому богатому и загадочному человеку Балтии, прозванному «Эстонским Рокфеллером».
Осенью 1937 года портовый городок Палдиски, Кейла, да и столичный Таллинн стояли на ушах. В приемных адвокатских контор, государственных ведомств и даже консульств европейских держав надрывались телефоны – страна оказалась в центре международного скандала. Палдиские обыватели поражались иностранного вида бизнесменам на дорогих автомобилях, вдруг появившихся на улочках городка, некоторые из них были даже (шок для эстонской провинции 1937) чернокожими!
Похищение «Ярона»
Все дело в том, что у товарного терминала Палдиски причалил пароход «Вена» под греческим флагом с 2100 тоннами оружия на борту. В трюмах судна обнаружились 50 млн патронов, взрывчатка, артиллерийские снаряды, 36 пушек и даже один танк. Но главное, за ним по пятам следовал небольшой французский патрульный корабль с вооруженным экипажем в 40 человек. И когда «Вена» начала разгрузку (на ценный груз и слетелась экзотическая для Палдиски публика), французы потребовали от местных властей арестовать судно – якобы оно принадлежало не греку-капитану, как указано было в судовых документах, а французской фирме Maison Freiche Prim. Вскоре в порт прибыл ее представитель, назвавшийся совладельцем груза, эстонский гражданин Борис Линде.
По версии Линде произошло следующее. Из польского порта Гдыня вышло судно «Ярон» под французским флагом, на борту которого был оружейный груз. Корабль направлялся в Бордо, но до цели не добрался – во время остановки в Гамбурге помощник капитана грек Николас Василакис подделал документы на судно, переоформив его и груз на себя, сменил флаг и название, и взял курс на восток, в Палдиски, ссадив заодно на одной из стоянок представителя подлинного владельца.
- В порту Палдиски, иллюстративное фото Foto: Harjumaa Muuseum
Узнав о случившемся, французы направили в погоню за пароходом патрульное судно. Пожалуй, никогда в суде Кейла не разбиралось столь экзотическое дело. Требования Линде, на первый взгляд, были умеренными – компенсация в 150 000 крон (около 750 000 евро на современные деньги). Но при этом он требовал и признания за Maison Freiche Prim прав на груз, который в свою очередь оценивался в 27 млн крон (140 млн евро). Грек Василакис в свою очередь отстаивал свои права на драгоценный корабль и требовал снятия с него ареста.
Чем закончилась та история, понятно не до конца. Громкий процесс также внезапно исчезает со страниц газет, как и появляется на них. Смутными остаются и многие обстоятельства, не попавшие в тогдашнюю прессу. Например, почему греческий капитан повел судно именно в Палдиски? И кому изначально планировалось послать опасный груз? Поговаривали, что оружие шло из Китая в Испанию, где в ту пору шла гражданская война, и предназначалось испанским республиканцам. В это нетрудно поверить, ведь похожие сделки упомянутый выше Борис Линде и правда проворачивал, о чем мы еще расскажем.
Сын аптекаря, покровитель Печор
Борис Бернгардович Линде родился в 1884 году в Таллинне в семье первого в городе владельца аптеки эстонского происхождения и состоятельной англичанки, владевшей имением под Псковом. В культурном плане семья была смешанной – англо-русско-эстонской.
Сам Линде всю жизнь считал своей малой родиной Печорский уезд и поддерживал местные народные школы и монастыри, открыл в уездном центре русскую гимназию и детский сад. Его желанием было «Поднять образовательный уровень русских бедняков (в Эстонии) и сохранить национальный дух», – писали газеты.
В первые годы ХХ века Борис Линде поступил на службу при Эстляндском губернском правлении, где дослужился до чиновника по особым поручениям. К 1913 году он уже был удостоен чина статского советника, дающего право на потомственное дворянство – исключительный карьерный взлет для молодого человека 29 лет. После революции и начала Гражданской войны в России Линде примкнул к Псковскому добровольческому корпусу Северной армии «белых». Когда армия в конце 1918 года была вынуждена отступить в Эстонию, он вместе с ней разоружился и затем влился в состав уже армии республики.
- Борис Линде в молодости. Северо-Западная армия сдает оружие эстонским властям.
А в мае 1919 опытный администратор Линде был отправлен с делегацией в Германию – организовывать поставки военного снаряжения. Это была первая известная оружейная сделка Бориса Бернгардовича, но далеко не последняя. После окончания Освободительной войны он открыл в Эстонии собственный оружейный магазин и уже в начале 1920-х начал трансграничную торговлю с Советским Союзом через три открывшихся пограничных пункта – под Изборском и на Чудском озере.
Самое таинственное состояние Балтии
Российский военный историк Александр Розин (впрочем, без ссылок на источники) пишет, что предприятия Линде с СССР большого успеха не имели, зато в Париже он сошелся с международным торговцем оружием греческого происхождения Бэзилом Захароффым. Тот был известен как «торговец смертью», «европейский призрак» и «самый загадочный человек Европы» – порой Захарофф продавал оружие даже противоборствующим сторонам одного конфликта, при этом большинство его сделок оставались в тени.
Схожим образом вел дела и Линде. По степени непрозрачности с Захароффым бизнесмена сравнивает в том числе эстонский еженедельник Esmaspäev, журналисты которого в 1938 году попытались разобраться в биографии торговца оружием в статье так и озаглавленной: «Кто такой Борис Линде?» Уже к середине 1930-х годов Линде, принявший эстонское гражданство, добился исключительного успеха благодаря международному бизнесу по продаже оружия. В прессе его называли «Эстонским Рокфеллером». По данным все того же издания Esmaspäev, он был самым состоятельным человеком не только в Эстонии, но и во всех Балтийских странах.
- Отряды испанских республиканцев, Таллиннский арсенал, портрет Бориса Линде в зрелые годы в еженедельнике Esmaspäev.
При этом конкретная сумма его состояния не называется, а официальные налоговые поступления в эстонскую казну выглядят скромно. Так, в 1937 году его чистый доход в Эстонии составил 121 157 крон, с которых Линде уплатил 18 747 крон подоходного налога (примерно 600 и 90 тысяч евро соответственно), такие данные приводит журналист Тармо Вахтер в книге «Борьба за будущее. 1933-1936: Нерассказанные истории времен Пятса».
Отчасти свет на природу успехов Линде проливает в своих воспоминаниях таллиннский адвокат и переводчик Леонид Третьякевич, лично знавший торговца оружием. Он утверждает, что сам Борис Бернгардович был мечтателем и авантюристом, мало пригодным к ведению обычного бизнеса, но через него осуществлялись теневые сделки околоправительственных кругов: «Все признаки указывали на то, что его использовали для проведения спекулятивных государственных операций, где действовать по обычным процедурам было нецелесообразно».
В том числе Третьякевич указывает на близкую связь Линде с государственным старейшиной, а затем и президентом Эстонии Константином Пятсом: «Я часто слышал, как он говорил: «Сейчас иду к Константину Яковлевичу», «Я только что от Константина Яковлевича».
Летом 1937 года бюро ТАСС в Риге сообщало, что правительство Эстонии начало тайную продажу старой техники Кайтселийта испанским республиканцам, сделки проводил «эстонец по имени Линде». Официально Таллинн борцов против режима Франко не поддерживал, но масса косвенных свидетельств говорит о том, что оружие из Эстонии на фронт гражданской войны все-таки попадало.
В том числе автоматы собственной эстонской конструкции A. T. SMG – в их названии «АТ» означает «Арсенал Таллинн». По официальным документам Министерства обороны, они были проданы в Бангкок, но вместо этого оказались в Стране Басков, утверждает историк Розин.
Жертвы Советов
Хотя сам Борис Линде вел дела далеко за пределами Эстонии, жить он с семьей продолжал преимущественно в Таллинне. В 1921 году его жена Нина и сын Борис-младший приняли эстонское гражданство.
Борис Борисович Линде 1909 года рождения закончил Таллиннскую русскую гимназию, учился живописи в Берлине, много времени проводил в Париже и охотно спонсировал из семейного состояния выставки эстонских художников за рубежом (выбор конкретных мастеров нередко вызывал протест у местного художественного сообщества). В 1934 году его работы были выставлены на первой выставке, приуроченной к открытию Таллиннского дома искусства на площади Свободы, а в 1935 Борис Борисович выступил одним из основателей Эстонской академической ассоциации профессиональных художников (Eesti Akadeemiline Kutseõiguslikkude Kunstnikkude Koondis). Молодой Линде преподавал в Государственном промышленно-художественном училище и одновременно вел богемно-разгульный образ жизни. Настолько, что в какой-то момент, вернувшись из очередной поездки в Париж, угодил ненадолго в психиатрическую лечебницу.
- Проект многоквартирного дома на Пярнуском шоссе, принадлежащего Борису Линде. Архитектор Александр Владовский. Foto: Эстонский архитектурный музей
В последние годы перед началом Второй Мировой Борис Линде-старший стал готовиться к воплощению в Таллинне крупного строительного проекта. На вырученные от международной торговли деньги он хотел застроить жилыми домами квартал на Пярнуском шоссе, между зданиями Таллиннского Политехникума и территорией мебельной фабрики Лютера. Сейчас на этом месте построена новая музыкальная и балетная школа MUBA.
Это, кстати, был не первый его строительный проект. По заказу Линде-старшего в 1936-1939 годах уже был выстроен первый в Таллинне полностью электрифицированный дом, приспособленный под самую современную американскую бытовую технику – здание на улице Якобсони, 9. Его сын в 1940 году тоже приступил к крупной новой работе – циклу иллюстраций к национальному эпосу «Калевипоэг».
- Борис Борисович Линде и его рисунок к эпосу Калевипоэг.
Планы обоих Линде, увы, были нарушены советской оккупацией Эстонии. Борис Бернгардович успел выехать во Францию, где жила одна из его сестер, а у самого торговца оружием были обширные связи. Но его супруга, сын и невестка были арестованы НКВД 23 июня 1941 года на таллиннской квартире на улице Иманта, 10-2. Уже пожилая Нина Никаноровна Линде была приговорена к 10 годам лагерей «за контрреволюционную деятельность», Борис Борисович был сперва сослан в лагерь в Нижегородской области, а затем в 1943 г. заново приговорен к высшей мере – расстрелу – и казнен.
Из всей семьи Линде, оставшейся в Эстонии, пережила Вторую Мировую только жена Линде-младшего Валентина Страдомская-Линде, одна из первых красавиц довоенного Таллинна. Она прошла через лагеря в Сибири и Коми и была освобождена в 1951 году, остаток жизни провела в СССР и скончалась в Астрахани в 1990 году.
Сам торговец оружием и «Эстонский Рокфеллер» Борис Бернгардович Линде остался во Франции, где пережил и нацистскую оккупацию, и освобождение. Он умер в 1969 году и похоронен на русском эмигрантском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В Эстонии сохранилось множество «свидетелей» раннего капитализма – заводские здания, бывшие конторы, даже брендированные канализационные люки. Но мало кто знает, какие события привели к их появлению. Журналист ДВ и краевед Алексей Шишкин публикует цикл материалов о том, как развивалась и менялась экономика нашей страны на разных исторических этапах.
Похожие статьи
На набережной Пирита не так много зданий старой постройки, но у тех, что сохранились, своя выдающаяся деловая история. Здание Laferme, например, некогда служило офисом табачной мануфактуры, торговая марка которой в свое время гремела по всему миру. Появился этот бренд в Эстонии «благодаря» революции 1917 года, когда российскому бизнесу пришлось спасаться от большевиков в соседних странах.
«Вряд ли вы догадаетесь, что это баня. Скорее, здание можно принять за кинотеатр или небольшой театр», – писал в феврале 1929 года обозреватель газеты Vaba Maa, посетивший баню Kalma в преддверии открытия.
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.