Из рабочих графиков крупной клининговой фирмы Krausberg следует, что она нарушает трудовое законодательство, вынуждая своих работников, нанятых в Украине, трудиться по 400 часов в месяц.
«Мы работали по 12 часов в день без выходных», - рассказала бывшая работница Krausberg, приехавшая из Украины. Она работала около 400 рабочих часов в месяц, что в два раза превышает максимум, разрешенный законом.
Глава и собственник Krausberg Мартин Саар утверждает, что это невозможно. По его словам, ни один человек не в состоянии отработать столько времени.
Однако если изучить тему глубже, становится ясным: в сфере услуг по уборке давно уже стало «секретом Полишинеля», что работникам (в основном, нанятым в Украине и работающим по временному разрешению) приходится трудиться по 350 и более часов в месяц, чтобы заработать среднюю зарплату по Эстонии, как того требует закон.
До сих пор все это было известно лишь на уровне слухов. Однако изданию Äripäev удалось получить доказательства, что известная фирма Krausberg грубо нарушает трудовое законодательство.
Так, в таблице Exel, разработанной сотрудником фирмы, занимающимся наймом работников, есть специальный столбец под названием «Украинцы». В этом столбце содержится информация об объектах, руководителях объектов и работниках. По каждому работнику ведется ежедневный учет отработанных часов. И эти цифры подтверждают слухи о 300-400 рабочих часах в месяц, хотя закон не позволяет работать более 200 часов в месяц вместе с неурочными.
Krausberg обслуживает крупные и известные фирмы
Объекты, на которых работали украинцы, принадлежат большим и известным фирмам, таким как Tallinna Sadam, Omniva, Rimi, Olympic. Работница, упомянутая в начале статьи, ежедневно отрабатывала по две 8-часовые смены в таллиннском торговом центре Hiiu Rimi. Рабочих часов накопилось около 450, выходных было только два в месяц.
В прошлом году фирма Krausberg выиграла конкурс на уборку помещений, объявленный Таллиннским техническим университетом; там тоже работают украинцы.
Когда мы показали имеющуюся у нас информацию заместителю гендиректора Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу, она сообщила, что столь детальные сведения доходят до чиновников нечасто, и дело пахнет трудовым злоупотреблением, когда работник поставлен в безвыходное положение.
Бывшая сотрудница Krausberg призналась, что после долгой работы в Эстонии у нее только сейчас, на новом рабочем месте, появились выходные. При этом она не в курсе, сколько выходных ей вообще положено по закону.
Мийдла-Ванаталу советует заказчикам клининговых услуг отдельно вписывать в конкурсные условия и договоры пункты, касающиеся условий труда сотрудников. Так, по ее словам, уже поступают строительные предприятия.
По ее словам, люди, работающие по временному разрешению, склонны, скорее, молча терпеть плохое обращение, чем искать справедливости. Они даже не решаются задавать вопросы, опасаясь, что если работодатель окажется нарушителем закона, их разрешение на работу в Эстонии аннулируют.
Ведущий инспектор и главный юрист Трудовой инспекции Лийз Наабер-Калм отметила, что на основании информации, имеющейся у Äripäev, можно предположить, что организация труда и отдыха работников, работавших под торговой маркой Krausberg, не отвечала требованиям Закона о трудовом договоре.
По словам Наабер-Калм, за такие нарушения руководство фирмы можно наказать в административном порядке денежным штрафом в размере до 300 штрафных единиц. Юридическое лицо можно наказать штрафом до 32 000 евро. Кроме того, предприятию, уличенному в нарушении закона, могут запретить ходатайствовать о новых разрешениях на краткосрочную работу.
По данным Трудовой инспекции, с 2021 года в комиссии по трудовым спорам находился 21 случай, связанный с Krausberg Eesti и Krausberg Service. По семи случаям производство продолжается и сейчас.
Бывшая работница Krausberg: с таким отношением я прежде не сталкивалась
«Я никогда прежде не работала в фирме, где так плохо относятся к работникам. Очень плохо! В таких условиях я никогда раньше не работала», - говорит бывшая сотрудница Krausberg. Редакции известны ее имя и фамилия, однако мы сохраним ее анонимность.
«Мы трудились по 12 часов в день без выходных», - продолжает она. Сама женщина ушла из фирмы, но многие ее знакомые продолжают работать там: «Теперь они убирают большой институт (TalTech – ред.), где фирма выиграла тендер. Один человек должен убирать один этаж, но ему велят за то же время убирать два-три этажа. Но человек просто физически не в состоянии это делать».
Она рассказывает, что поскольку надо было отработать среднюю эстонскую зарплату, то при низкой почасовой оплате приходится вкалывать по 300-350 и больше часов в месяц.
В курсе ли женщина, что это незаконно, и что работодатель несет ответственность за нарушения? «Этого я не знаю. Я долго проработала в Эстонии и только теперь, на новой работе, у меня есть выходные. Но как это прописано в законе, я не знаю».
Нынешним работодателем она довольна: «Работаю четыре дня, после чего один день свободный. Выходит более-менее нормальный график, а за сверхурочные платят больше. В этом смысле на новом месте хорошо! Здесь не обманывают. В Krausberg были проблемы и с оплатой».
По ее словам, некоторые удивляются - почему это у украинских уборщиков такая высокая зарплата, не лучше ли было бы отдать эту работу местным: «Но они не знают, что нам приходится работать столько часов».
Глава Krausberg: человек не в состоянии работать 400 часов в месяц
Член правления и собственник Krausberg Eesti и Krausberg Service Мартин Саар утверждает, что ни один человек не в состоянии работать по 400 часов в месяц.
«Насколько мне, как члену правления, известно, у нас такого нет», - сказал он.
Саар пожелал получить вопросы в письменном виде. Вопросы касались как предприятия Krausbeg Eesti OÜ, так и Krausberg Service OÜ, но в своем ответе он поначалу говорил только о Krausberg Eesti OÜ.
«Во-первых, Ваш риторический вопрос предвзятый. Работники Krausberg Eesti OÜ вообще не должны, как правило, работать сверхурочно, и при сверхурочных работах соблюдаются положения соответствующих правовых актов. Отмечу, что работники из разных зарубежных стран, в т.ч. из Украины, прибыли в Эстонию именно с целью работать, и в ситуации, когда родственники и близкие остаются дома, у них отсутствуют общение вне работы и социальные сети. В таких условиях работники заинтересованы среди прочего в сверхурочных работах, что им по соглашению и предоставляется».
Вопрос о грубом нарушении трудового законодательства Саар считает непрофессиональным и не заслуживающим ответа.
«Обвинение Krausberg Eesti OÜ в грубом нарушении трудового законодательства безосновательно и злонамеренно, как безосновательны и обвинения в злоупотреблении и использовании чьего-то труда. Прошу не прибегать к подобной риторике».
Поскольку, по словам Саара, фирма Krausberg Eesti OÜ не совершала приписываемых ей нарушений, то ему непонятен и представляется неуместным сам вопрос о получении каких-то конкурентных преимуществ путем несуществующих нарушений.
После того, как мы отослали Саару оценку Трудовой инспекции по поводу возможных нарушений закона, он ответил, что не считает нужным комментировать субъективные оценки журналиста по поводу якобы нарушений закона о трудовом договоре и других правовых актов: «Могу, однако, отметить, что такие нарушения со стороны Krausberg Eesti OÜ (а также Krausberg Service OÜ) не установлены».
Коллектив концерна Krausberg насчитывает, по словам Саара, более 500 человек, при этом текучесть кадров, особенно иностранной и арендной рабочей силы, высока: «В подобной ситуации возбуждение 21 трудового спора за период с 01.01.2021, по моему разумению, очень даже похвальный результат. Повторю еще раз, что в подавляющем количестве случаев указанные Вами трудовые споры разрешались либо благоприятно для концерна Krausberg (т.е. неудовлетворением заявления работника), либо компромиссом».
На прямой вопрос о том, утверждает ли Саар, что люди, работавшие в Krausberg на основании временного разрешения, действительно трудились по 300 и более часов в месяц, или отрицает это, он ответил, что не может обезличено ничего утверждать или опровергать.
Партнеры Krausberg удивлены
Исполнительный директор Olympic Entertainment Group AS Таави Роосалу сказал, что известие о нарушении их партнером по услугам клининга Krausberg трудового законодательства оказалось для них совершенно неожиданным и плохим сюрпризом. Но подробно прокомментировать эту информацию может, по его словам, лишь само клининговое предприятие. «Разумеется, мы пошлем ему свой запрос и требование прекратить нарушать закон», - обещал Роосалу.
Неожиданным стало известие о 300-400-часовых рабочих месяцах работников Krausberg и для председателя правления Tallinna Sadam Валдо Калма: «Если это соответствует действительности, то подобное поведение достойно всяческого осуждения».
Исполнительный директор Rimi Eesti Food AS Вайдо Падумяэ отметил, что будучи покупателем услуги Rimi не может осуществлять надзор, его осуществляет Трудовая инспекция, и это ответственность партнера.
«Но коль скоро такие сигналы до нас доходят, мы относимся к ним очень серьезно и со своей стороны проверяем ситуацию. Если бы Krausberg был до сих пор нашим партнером, то такие обстоятельства были бы нарушением нашего с ним договора», - заверил Падумяэ. Договор между Rimi и Krausberg закончился в прошлом году.
При необходимости договор может быть расторгнут
Государственное предприятие Omniva ответило на запрос, что от партнеров по сотрудничеству ожидается соблюдение законов, норм, требований и добрых обычаев: «Мы обязательно свяжемся с фирмой Krausberg и выясним детали. Если нарушения подтвердятся, Omniva готова пересмотреть договор с Krausberg о предоставлении услуг».
TalTech сообщил, что по договору о конкурсе фирма Krausberg должна представить данные своих работников, чтобы университет мог дать им индивидуальные пропуска. Эти данные не содержат сведений о гражданстве, но при этом университет в курсе, что фирма использует частично украинских работников.
Во избежание возможных нарушений трудового законодательства участники государственных тендеров должны подтвердить в разработанном Еврокомиссией специальном паспорте участников тендеров, что они не нарушали требований в сфере трудового права. У университета, к сожалению, нет хороших дополнительных возможностей проверять по существу вопросы выполнения трудового права и устанавливать возможное нечестное поведение.
Университет может попросить соответствующее ведомство проверить ситуацию и действовать в соответствии с полученными фактами. При необходимости он может применить указанные в условиях штрафы и даже расторгнуть договор.
Похожие статьи
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.