Предыдущий кризис в 2008-м году был для нас во многом ожидаем. По ряду показателей можно сказать, что мы были к нему готовы.В чем отличия сегодняшней ситуации?
- Интервью дал Юрий Петров, управляющий партнер Tycoon, предприниматель в Эстонии более десяти лет. Foto: Tycoon OÜ
На мой взгляд, сегодня дело в том, что были разорваны привычные экономические связи. Многие люди оказались просто “выключены” из привычного экономического оборота. Где-то более жестко, как, например в Москве или Пекине, где-то менее. На фоне той же Италии или России Эстония находится в очень комфортном положении. В остальном же я лично пока не вижу поводов констатировать кризис.
Некоторые компании попали, для себя, в сложные условия, но другой вопрос - что они с этим делают? Крупная компания объявляет о банкротстве, а через считанные недели анонсирует эмиссию акций. Вероятно, здесь идет определенная игра, собственность перетекла от одного владельца к другому, или после некоторых итераций вернулась в те же руки. Возможно, здесь была разыграна и более сложная партия. Многие компании использовали нынешний обвал рынка для своего обогащения, либо развития бизнеса и наращивания возможностей, захвата новых территорий.
Мы видим очень яркие примеры того, как бизнес повел себя ответственно. Люди нашли способ доставить клиентам еду на дом, создать еще какие-то новые услуги в изменившемся мире. Рост показали те, кто сумел выстроить бизнес-процессы в несколько непривычной для себя модели.
И есть остальные, они говорят: «Помогите нам. Мы же столько для вас делали - меняли налоговые юрисдикции, но в итоге мы все-таки лояльны российскому флагу и рассчитываем, что государство нам тоже поможет в этой ситуации». Понятно, что все находятся в одной лодке, но одни ведут себя более ответственно, а другие пытаются злоупотребить и сыграть на ситуации.
Если говорить конкретно об Эстонии, то как вы видите ситуацию, есть ли какие-то принципиальные отличия от других стран?
Если взглянуть на соседнюю Россию, то здесь можно отметить одно важное отличие. Кризис привел к рекордному падению процентов по ипотеке. Народ покупает жилплощадь, а это вынимает, так сказать, деньги «из матрасов». Это создает рабочие места, загружает застройщиков. Экономика требует вброса денег и получает его в данной ситуации. Мы же замораживаем строительство множества объектов, банки начинают вести себя осторожно, кредит получить становится очень трудно, особенно если твоя компания получает государственную помощь.
Причины такого поведения тоже понятны. Банки в Эстонии принадлежат иностранному капиталу и не совсем компетентны. Кроме того, почти все они поучаствовали в масштабном отмывании денег и теперь готовы ловить каждую бабушку, которая положила на счет 50 наличных евро. Но мы имеем то, что имеем - отсутствие свободных денег и повышение банками ставок и требований к заемщикам, приводят к падению спроса и замораживанию цепочек потребления.
Каковы ваши прогнозы? Когда мы сможем вернуться к “нормальной” жизни?
Сейчас сложно сказать, вернемся ли мы к “нормальной” жизни в том понимании, которое было до пандемии. Если появится вакцина, и, вероятно, в следующем году мир встанет на привычные рельсы. Но даже в этом случае многие бизнес-процессы изменятся и выиграют те, кто играют в долгую и способны быстро меняться.
- Юрий Петров, управляющий партнёр Tycoon OÜ, построившей жилой комплекс Kalevi Panorama Foto: Kaupo Kalda