На следующей неделе ФРС США объявит очередное решение по ключевой ставке. На первый взгляд, задача у неё сейчас не самая сложная, ведь рынки почти уверены, что ставка будет снижена. Однако это не значит, что в полной уверенности пребывает сама ФРС.
- Вспомним ещё раз выступление главы ФРС Джерома Пауэлла в прошлую пятницу, где он уверенно заявил, что ФРС не прогнозирует никакой рецессии в ближайшее время. А, значит, скорее всего, сразу на полпроцента ставки снижаться не будут. Foto: REUTERS/Arnd Wiegmann
Примерно месяц назад ключевая ставка США была впервые за десять лет снижена, и сейчас мы снова можем столкнуться с её постепенным уменьшением. С одной стороны, рынки верят, что ФРС идёт на опережение и, пытаясь нивелировать влияние торговых войн, хочет смягчить монетарную политику ради стимулирования экономики. Но всё ли так просто? Есть ряд факторов, которые усложняют работу ФРС, превращая нынешний цикл в непохожий на другие.
Насколько независима ФРС? ФРС - достаточно независимый орган, который обязан проводить кредитно-денежную политику исходя из двух основных факторов: экономического роста и инфляции. То есть, когда всё хорошо и экономика бурно растёт, нужно грамотно отслеживать рост, дабы не допустить всплеска неконтролируемой инфляции и надувания пузырей. Когда в экономике спад и рецессия, мягкая монетарная политика способствует росту инвестиций и деловой активности. Всё это неплохо работает только при условии, что ФРС полностью независима.
Нельзя сказать, что этот принцип нарушен, но только за последние несколько месяцев в адрес Джерома Пауэлла и ФРС было брошено несколько твитов с прямым давлением со стороны Дональда Трампа. Трамп обвинял организацию, выполняющую роль центрального банка США, в том, что ФРС не делает всё от неё зависящее, и агрессивное снижение ставок просто необходимо. Иными словами, идя на повышение тарифов и торговые войны, президент предлагает решать проблему при помощи мягкой денежно-кредитной системы.
Конечно, эта ситуация не может нравиться участникам рынков, но мне кажется, что рынки уже успели свыкнуться с этим риском, тем более, что ФРС подчёркивает свою независимость. На эту тему на последнем выступлении в Цюрихе снова высказался Пауэлл, заявив, что у членов ФРС разные взгляды и Федрезерв далек от политики. Пока рынки в это верят, но посмотрим, что будет дальше.
Рецессии всегда начинались со ставки выше 2%. Если обратить внимание на экономические циклы, то можно заметить, что ни разу ещё рецессия не начиналась с уровней, когда ключевая ставка в США, устанавливаемая ФРС, была ниже 2%. Грубо говоря, сначала центральный банк успевал взвинтить ставку, борясь с инфляцией, и только потом, уже после бурного роста, экономика не выдерживала и медленно впадала в рецессию. Иногда ей помогали дополнительные факторы, например, разрегулированность ипотечного сектора (2008-2009).
Что же происходит сейчас? Первое снижение ставки пришлось на уровень 2,00-2,25, то есть не сильно выше указанной отметки в 2%. Это говорит о том, что хоть цикл и длился достаточно долго, ФРС ещё не успела сделать то, что она обычно делала: то есть ни экономический рост, ни инфляция не были достаточно сильными, и регулятору не пришлось идти на существенное повышение ставки прежде, чем начать снижать. И может случиться так, что, начнись серьёзная рецессия, ФРС просто не найдёт достаточно пространства для существенного понижения ключевой ставки.
Впрочем, вспомним ещё раз выступление главы ФРС в прошлую пятницу, где он уверенно заявил, что ФРС не прогнозирует никакой рецессии в ближайшее время. А, значит, скорее всего, сразу на полпроцента ставки снижаться не будут.
А что с ЕЦБ? На другом конце планеты уже другой центральный банк в этот четверг расскажет нам о своём видении экономики и методов борьбы с её ослаблением. Ведь если в США пока устойчивый рост ВВП, в Германии валовый продукт уже успел показать снижение, пускай и на 0,1%. В такой ситуации ЕЦБ, похоже, должен вести себя более агрессивно и снижать ставки куда более быстрыми темпами, нежели это делают американцы. Но вот беда, в еврозоне ставки и так нулевые, а другой важный инструмент монетарной политики - выкуп облигаций - приостановили совсем недавно. Да и мнения членов ЕЦБ разнятся: в прессе мелькали как высказывания о возобновлении выкупа облигаций у банков, так и мнения о преждевременности и ненадобности этого шага. Полная интрига и неопределённость как раз и будут, скорее всего, давить на котировки единой европейской валюты.
Итак, впереди две важные даты - 12 и 18 сентября. Дождёмся заседаний!