Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    У неба есть границы - пробки в небе

    Терминал Таллиннского аэропорта способен обслуживать до 2,6 миллиона пассажиров в год. В этом году аэропорт ожидает принять 3 миллиона пассажиров. Фото: Liis Treimann

    Как бы вам понравилось, если аэропорт уже виден из иллюминатора, а самолет все еще продолжает кружить в воздухе? Это вполне вероятно, так как в ближайшие десятилетия земля и небо будут переполнены самолетами. В худшем случае, не всем желающим удастся улететь.

    «Через 15 лет 160 миллионов человек не смогут улететь, пусть такое желание у них и будет, так как полет будет отменен», - сказал генеральный директор главного директората Европейской Комиссии Хенрик Хололей в июле этого года в интервью ERR.
    Проблема очень серьезная. Из данных полетов следует, что в мае и июне этого года задержек рейсов было больше, чем в сумме за полгода годом ранее. Вылет каждого пятого рейса был задержан более, чем на 15 минут.
    Проблем хватает как на земле, так и на небе: с одной стороны, аэропорты стали тесными и устаревшими, но авиакомпании активно развиваются и заказывают все более крупные самолеты. Вторая проблема – недостаток работников. Не хватает как диспетчеров, так пилотов и другого обслуживающего персонала.
    Аэропорты не поспевают
    С другой стороны, никогда раньше полет для пассажиров не стоил так дешево. Экономика растет и лишь за это лето количество авиаперевозок в Европе выросло на 4% по сравнению с прошлым годом.
    Рынок авиаперевозок оправился от кризиса и сейчас находится уже в фазе бума. Евроконтроль предсказывает, что к 2040 году количество рейсов вырастит на 53-84 процентов.
    До кризиса в 2008 году рост был скорее средним. В период с 1988-2008 годов количество рейсов в Европе удвоилось: с пяти до десяти миллионов. В целом, по мнению экспертов авиасектора, есть три причины, которые объясняют скромный рост прошлого: замедление экономического роста, рост цены топлива и пробки в аэропортах.
    Авиакомпании продолжают расширяться, но все-таки недостаточно: если смотреть на прогнозы, то в 2040 году будет совершаться на 1,5 миллионов полетов больше, чем могут позволить возможности аэропортов.
    Если в 2016 году в Европе было шесть аэропортов, которые работали на пределе возможностей, то в 2040 году их количество по прогнозу увеличится до 16-28 аэропортов. Это также означает, что количество задержек сильно увеличится: к 2040 году на один-два часа будет опаздывать 470 00 пассажиров в день. Сейчас этот показатель 50 000.
    Бывший руководитель развития бизнеса Nordica, а ныне занимающийся консультированием в авиасекторе Свен Кукемелк отмечает, что в связи с расширением важно понимать, что аэропорты строились обслуживать небольшие самолеты.
    Отдельный вопрос – взлетные полосы, расширение которых, по словам Кукемелка, политическое решение. Он приводит в пример Мюнхен, где уже много лет хотят построить третью полосу и разрешение для этого получено, однако местные власти строительство отодвигают.
    «В то же время аэропорты хорошо запускают бизнес: вблизи обосновываются многие предприятия», - сказал Кукемелк. В свою очередь это означает, что расширение аэропортов зависит не только от воли политиков – новые полосы не получится строить хотя бы потому, что они просто туда не влезают.
    Каждая минута стоит денег
    Любое опоздание дорого обходится авиакомпаниям, так как договоры с аэропортами предусматривают точное время взлета и посадки.
    Руководитель отдела обслуживания клиентов Air Baltic Лаура Векванага сказала, что этим летом трудности как для аэропортов, так и авиакомпаний ощущались особенно сильно. «Каждый минута задержки стоит денег», - сказала она, добавив, что в этом году авиасектор в Европе сотрясали как забастовки работников, недостаток диспетчеров, длинные очереди на таможенном контроле, так и более сложные погодные условия.
    Пресс-секретарь Nordica Тоомас Уйбо сказал, что назвать точную стоимость минуты задержки сложно, так как это зависит от разных аспектов, например, типа самолета, направления полета, размера авиапарка.
    Уйбо пояснил, что задержка влияет и на количество рабочих часов команды самолета. Если самолет вынужден ждать целый час разрешения на взлет, то возникает опасность, что количество выработанных часов у команды самолета уже такое, что не позволяет им совершать полет. «Пилоты и бортпроводники могут работать определенное количество часов в день и после этого они должны отдыхать», - отмечает Уйбо. Это означает, что вне зависимости от нахождения команды, работодатель должен найти им отель для отдыха и доставить на место другую команду.
    Причины бума
    Почему аэропорты не извлекли уроков из прошлого бума и не начали уже давно расширяться? Кукемелк сказал, что докризисный рост был связан с лоукостерами, которые летали не в крупные, а небольшие аэропорты далеко от городов, такие как, например, Milano Bergamo.
    Но Кукемелк отметил, что теперь ситуация изменилась и для сохранения своей бизнес-модели лоукостеры так же должны летать в крупные аэропорты. Это быстро увеличивает количество пассажиров крупных аэропортов.
    Проблема новых направлений
    Последний год для авиасектора был довольно непростым: цена на топливо выросла, и неверная стратегия расширения компании обходится очень дорого. Расходы на рабочую силу тоже сокращают доходность авиакомпаний.
    Одним из сдерживающих факторов становится поиск новых направлений. Векванага заверила, что авиакомпаниям сложнее расширяться на развитых рынках, так как возможности аэропортов ограничены. Но она отметила, что аэропорты все-таки расширяются и строят новые взлетно-посадочные полосы.
    Руководитель отдела коммуникаций Finnair Сату Хаатая сказала, что забитый битком рынок авиасектора затронул и финского перевозчика. «Так как аэропорты перегружены, то все сложнее находить нужное нам время», - подтвердила она.
    Недостаток бортпроводников и пилотов
    По словам Хенрика Хололея, проблема задержек связана в том числе и с недостаточным инвестированием служб организации полетов. «45 процентов всех опозданий как раз связаны с тем, что в часы пик не хватает диспетчеров. Так как европейское воздушное пространство тоже ограничено, то задержки в местах большого скопления самолетов влияют на всю сеть», - сказал он.
    Кукемелк отмечает, что в Европе в авиасекторе большой проблемой остается недостаток пилотов. Недостаток диспетчеров, по его мнению, не является настолько острой проблемой. Он соглашается с Хололеем в том смысле, что техника, которую используют диспетчеры, во многих странах - например, Франции и Италии - устарела, из-за чего эффективность диспетчеров ниже – они отслеживают меньше рейсов, чем могли бы.
    Таллиннский аэропорта справится
    Если в Европе в ближайшие два десятилетия все больше аэропортов будут работать на грани своих возможностей, то у Таллиннского аэропорта хватит сил обслуживать больше пассажиров.
    Член правления Таллиннского аэропорта Эйнар Бамбус говорит, что с учетом нынешней инфраструктуры Таллиннского аэропорта, он способен обслуживать вдвое больше пассажиров. «Что касается инфраструктуры, то есть пространства для передвижения воздушных судов, то место для расширения хватает – если сейчас в среднем в день происходит 150 полетов, то, в принципе, мы способны принять и обслужить и 300 полетов в день», - пояснил он.
    По словам Бамбуса, у Таллиннского аэропорта проблем с задержкой рейсов мало. «Задержки в целом связаны с небольшими техническими неполадками, с ротацией самолетов или командой», - сказал он.
    Чуть хуже дела обстоят с терминалом. По словам Бамбуса, пропускная способность Таллиннского аэропорта сильно зависит от сезона и волны наплыва пассажиров.
    «Нынешняя пропускная способность аэропорта составляет до 2,6 миллиона пассажиров. Волна наплыва пассажиров и сезонность касается перронов и парковки самолетов на короткий период времени, что нужно расширять. Последний момент мы можем решить таким образом, что пассажиров будут доставлять к самолетам автобусами», - сказал Бамбус.
    Таллиннский аэропорт уже начал анализировать, как было бы целесообразней расширять аэропорт.
    Влияние на потребителя: увеличение длительности рейса, возможностей больше
    С точки зрения потребителя, задержка рейсов может означать, что длительность рейса увеличится и компенсация, безусловно, выплачиваться не будет.
    Пресс-секретарь Nordica подтвердил, что выплата компенсации за задержку рейса зависит от ряда факторов. Например, пассажирам, у которых нет пересадки, компенсация предусмотрена лишь после трех часов задержки. Компенсация не выплачивается в случае, если рейс задерживается по независящим от авиакомпании причинам, например, погодных условий, воздушной ситуации и нарушения рабочих процессов в аэропорту.
    И тем не менее Кукемелк отмечает, что если авиакомпания виновна в задержке рейса, то компания за свой счет должна доставить пассажира до его места назначения. С точки зрения пассажира сейчас хорошее время в том понимании, что даже если он не попадает на свой рейс, то график полетов настолько плотный, что с большой долей вероятности ему не придется долго ждать.
  • Самое читаемое
Пять технологических акций, которые обещают богатство даже при малых инвестициях
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Аналитики знают пять технологических компаний, акции которых дают инвесторам надежду разбогатеть даже с меньшим, чем обычно, начальным капиталом.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.