• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Новая глава Alexela Oil: через пять лет будем на бирже

    Новый руководитель одной из крупнейших заправочных сетей в Эстонии Alexela Oil Мария Хелблинг.Фото: Raul Mee

    В пятилетнем плане компании Alexela – выход на биржу, и смена руководителя – одна из важнейших деталей обновления пути развития предприятия, сказала назначенная новым руководителем одной из крупнейших заправочных сетей в Эстонии Alexela Oil Мария Хелблинг.

    Читайте радиоинтервью с Марией Хелблинг:
    С чем связано такое изменение в Alexela?
    Смена руководства, по сути, это один шаг в давно идущем процессе, в ходе которого мы всё больше фокусируем себя в качестве поставщика энергии для клиента, а не только в качестве продавца электроэнергии или топлива. Уже много лет мы постепенно развивались в этом направлении и теперь пришли к той черте, когда можно отказаться от разделения на Oil и Energia и стать просто Alexela. Все киловатты во всех форматах будут исходить из этого предприятия, и раз образуется одна структура с единой целью, то и логично, чтобы руководитель был один.
    В сущности, вы в энергетике уже долгие годы. В одной статье я прочитал, что в Eesti Energia вы были аналитикомэнерготорговли, теперь какое-то время вы работаете в компании Alexela.
    Да, по образованию я экономист и после бакалавриата встал выбор – идти консультантом в банк или в какой-либо сектор, и в этот момент выбор пал на энергетику. Я очень рада, что так случилось, потому как это очень интересная сфера, и в Eesti Energia я прошла свои по-настоящему первые университеты. В группе Alexela работаю уже шесть лет, раньше занималась развитием бизнеса и на уровне совета, но с 2015 года стала окончательно ушла в энергетику, став председателем правления Alexela Energia.
    На прошлой неделе состоялась встреча нефтяного картеля OPEC, где было принято решение несколько увеличить добычу нефти. Насколько внимательно вы отслеживаете такие события, и какое влияние это может оказать на нас?
    В целом, мы, конечно, следим за такими событиями. Что же касается конечных цен на энергоносители, то рынок отражает довольно точно то, что происходит на оптовом рынке, то есть, по каким ценам идёт покупка. И хотя хорошо знать прогноз на долгую перспективу, но на наши решения напрямую это не влияет. При этом если говорить о топливном рынке, то совершенно очевидно, что решения OPEC воздействуют на цену бензина, на газ не в такой степени.
    Верно ли впечатление, что независимо от колебания цен на нефть, топливные фирмы всегда катаются как сыр в масле?
     
     
    Не совсем верное представление. Изменение цены на нефть всё же довольно ощутимо отражается на стоимости топлива. А то, что в основном повышает наши цены, так это акцизы. И когда наши крупные потребители начинают заправляться за границей, то не очень-то можно говорить о сыре в масле. Кроме того, широко известно, что топливная маржа не такая уж золотая жила для предприятий профиля.
    Что вы намерены сделать в качестве главы Alexela Oil, какие цели поставили перед собой для начала?
    Здесь две больших задачи. Первая – создание как внутренне, так и внешне, единой Alexela, чтобы выглядеть как одно целое и клиенты осознали бы, что здесь можно получить всё. Второе важное направление – уже исторически у Alexela сложился имидж инноватора, и мы намерены его сохранить. Образцы топлива и энергопотребления в целом постоянно меняются, и мы непременно хотим на нашем рынке быть локомотивом этих инноваций. А это значит – выжить и после эпохи бензина и дизеля.
    Где конкуренция более суровая, в торговле автомобильным топливом или в торговле электричеством?
    В этом смысле нам повезло, что оба рынка с довольно плотной конкуренцией. Понятно, что на каждом есть свои нюансы. Но и тут и там конкуренция идёт на пользу потребителю. На энергорынках исторически сильные монополии, имеющие очень большую власть на рынке и по-прежнему ощутимые преимущества в связи с тем, что разные регуляции не поспевают за свободным рынком. В этом смысле топливный рынок – чистой воды капитализм, здесь идёт борьба лицом к лицу.
    Если присмотреться к розничному топливному рынку Эстонии, то здесь незаметно происходит то, что такие крупные иностранные концерны как Neste или Circle K уступают местным капиталистам Olerex и Alexela. Почему? Разве иностранные фирмы не стремятся к лидерским позициям?
    Во-первых, я не считаю, что уступают. Если посмотреть на рыночные доли, то у нас половина или чуть меньше половины топливного рынка. Сегодня утром, когда ехала в такси, обратила внимание, что стаканчик с кофе у водителя не эстонского происхождения.
    Во-вторых, мы не противостоим друг другу, а все топливные фирмы пытаются найти свои преимущества. И здесь у местных их два – зародился менталитет «предпочитай домашнее», что, по-моему, очень здорово. И второе – то, что мы не входим в международные концерны, даёт нам возможность быстрее принимать решения и более гибко их осуществлять.
    Тенденция последних лет, когда Alexela и Olerex наперегонки покупали более мелкие фирмы, теперь закончилась? Вы всё купили?
    Не совсем, кое-что на рынке ещё есть. Но думаю, что основная волна схлынула, и главная консолидация позади.
    Какие преимущества в конкурентной борьбе на топливном рынке есть именно у Alexela?
    Наш козырь в том и состоит, что рынок движется по стопам телекома. Теперь горючее топливо, природный газ и электричество уже не рассматриваются по отдельности, а потребитель всё чаще стремится получить всё это в одном месте. У нас имеется энергопортфель, содержащий все виды топлива и энергетические решения, что явно даёт нам крепкое преимущество, которым мы и собираемся воспользоваться.     
    Вы не перестанете по примеру Olerex и Circle K торговать на своих станциях заправок предметами первой необходимости?
    Естественно. Ведь совершенно понятно, что за одной упаковкой молока никому в гипермаркет топать не охота. Эта ниша, безусловно, почти  безгранична для торговли на заправках. Мы тоже этим занимаемся и даже предпринимаем дальнейшие шаги, чтобы открывать «лавки» отдельно от  заправок.
    Если вы хотите, чтобы водитель такси, с которым вы сюда ехали, пил свой утренний кофе из стаканчика с логотипом Alexela, то вам надо бы выйти на биржу.
    Не знаю, насколько это повлияет на выбор таксиста. Всё зависит больше от того, где в центре города он может купить кофе. Не уверена, что таксист с утра изучает биржевые сводки прежде, чем сделать свой выбор. По-моему, та фирма, из стаканчика которой он пил, тоже не биржевая.
    Но, по меньшей мере, в планах Alexela всё же присутствует выход на биржу?
    Да, в пятилетний план развития выход на биржу определённо предполагается.
    А этот пятилетний план составлен когда?
    В начале этого года. Так что можно начинать отсчёт времени.
    Насколько просто соорудить новую заправочную станцию? Похоже, что и этот рынок полностью распределён?
    Не обязательно это должна быть станция, нужен магазин. Не уверена, что в центре города ещё нужны дополнительные заправки. Развитие города так или иначе связано с всё большим использованием общественного транспорта. В какой-то момент и в нашей обыденности появятся электромобили, полем для которых является город. Здесь и идёт речь о новых концепциях, и так сказать заправки «старой школы» в центре города ставиться уже не будут.
    При вступлении в должность, имело значение то, что новым главой Alexela становится дочь Хейти Хяэля? Как вы с папой распределили роли? Поскольку он один из собственников предприятия, насколько вы вольны в своих решениях?
    Alexela – это крупный концерн с более чем 1000 работниками. В моём подчинении работают сегодня 200 человек, что далеко не подавляющая часть. Между мной и Хейти ещё несколько слоёв тех, кто принимает решения, так что в повседневной жизни мы не особенно и видимся. То, насколько он вмешивается в будничную работу Alexela – это тема его и руководства всей группой. Мой непосредственный начальник – это мой совет, а он в него не входит. Да и что скрывать, предложение занять эту должность мне поступило тоже не от папы.  
     
    Глава Alexela Oil ушёл в отставку
    На прошлой неделе Айн Куузик сообщил, что больше не является исполнительным директором Alexela Oil. "Я по-прежнему связан с Alexela Group, являясь членом совета этой компании, а также Alexela Varahaldus", - написал Айн Куузик.
    Куузик возглавлял компанию с 2002 года (был небольшой перерыв какое-то время). Почему он ушёл в отставку, читайте здесь.
  • Самое читаемое
Тайные сделки продавцов повышают цены на лекарства «Тех, кто что-то скажет, распнут»
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
Ведущие оптовые торговцы лекарств в Эстонии заключают секретные соглашения с производителями и зарабатывают на этом десятки миллионов евро в год. Из-за секретных сделок цены на лекарства искусственно завышены, в результате проигрывают и Касса здоровья, и пациенты.
Акционеры девелопера Arco Vara утвердили квартальные дивиденды
Биржевая компания Arco Vara объявила, что продолжит свою текущую квартальную дивидендную политику и выплатит акционерам за завершившийся финансовый год 6 центов на акцию, что в общей сумме более 623 000 евро.
Биржевая компания Arco Vara объявила, что продолжит свою текущую квартальную дивидендную политику и выплатит акционерам за завершившийся финансовый год 6 центов на акцию, что в общей сумме более 623 000 евро.
«Делов-то»: Пустят ли Айво в Европу? Кто наживается на лекарствах? Могут ли реформисты остановить реформы?
В свежем выпуске подкаста «Делов-то» редакция «Деловых ведомостей» обсуждает высокий рейтинг Айво Петерсона из партии Koos в предвыборных опросах, экономические программы сил, претендующих на места в Европарламенте, а также задается вопросом – не пора ли Партии реформ приостановить реформы?
В свежем выпуске подкаста «Делов-то» редакция «Деловых ведомостей» обсуждает высокий рейтинг Айво Петерсона из партии Koos в предвыборных опросах, экономические программы сил, претендующих на места в Европарламенте, а также задается вопросом – не пора ли Партии реформ приостановить реформы?
Память и памятники
9 мая на стене Нарвского замка вновь, как и год назад, появилось изображение кровавого Путина, обращенного лицом в сторону Ивангорода, в Таллинне одни люди устремились с цветами к Бронзовому солдату на Военном кладбище, другие направились вечером на площадь Свободы слушать концерт по случаю Дня Европы, а война с памятниками и памятью, между тем, провернулась еще на один виток.
9 мая на стене Нарвского замка вновь, как и год назад, появилось изображение кровавого Путина, обращенного лицом в сторону Ивангорода, в Таллинне одни люди устремились с цветами к Бронзовому солдату на Военном кладбище, другие направились вечером на площадь Свободы слушать концерт по случаю Дня Европы, а война с памятниками и памятью, между тем, провернулась еще на один виток.
Райво Варе: привлечение иностранных компаний – это не случайный секс. Тут ухаживать надо
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.
Экономика Литвы растет, в то время как в Эстонии она падает. ВВП Литвы на душу населения, пересчитанный по паритету покупательной способности, уже выше, чем в Эстонии. Зарплаты пока ниже, но растут опережающими темпами. Приведет ли все это к тому, что Литва станет экономическим лидером стран Балтии? ДВ расспросили об этом эксперта Райво Варе.