Налоговый департамент взял на прицел микрофирмы, где вместо зарплаты выплачивают дивиденды.
- Заместитель руководителя отдела аудита департамента Эйлике Прууль и заведующая службой прямых и косвенных налогов Налогового департамента Тийна Нормак Foto: Andres Haabu
Члены правления или работники из списка акционеров микрофирм имеют свойство вместо заработной платы получать либо дивиденды, либо дивиденды и минимальную зарплату, сказала заведующая службой прямых и косвенных налогов Налогового департамента Тийна Нормак.
Налоговый департамент обнаружил за прошлый год 702 микрофирмы, где заработную плату никто не получал, но дивидендов было выплачено на 13 миллионов евро. Микрофирм, где члены правления и их члены семьи как работники получали минимальную заработную плату, было 799. Эти предприятия выплатили дивидендов на 15 миллионов евро.
Равного обращения от предприятий требует решение окружного суда от 2009 года, где говорится о том, что выдача налоговых льгот при выплате дивидендов не обоснована, и это затрагивает чувство справедливости в обществе.
Налоговый департамент теперь хочет начать переговоры с этими фирмами и выяснить, как это возможно генерировать ежемесячный оборот, иметь доход и выплачивать дивиденды, когда на самом деле у фирмы отсутствуют работники, которые бы создавали доход и оборот, пояснил заместитель руководителя отдела аудита департамента Эйлике Прууль.
По словам Прууль, данные указывают на то, что заниженную заработную плату или ее отсутствие компенсируют выплатой дивидендов. "Пятая часть из таких микрофирм выплачивает дивиденды каждый месяц или через месяц. Есть и такие, которые выплачивают ежеквартально или пару раз в год", – пояснила она.
Налоговый департамент приглашает представителей таких фирм на собеседование. Начнут с тех предпринимателей, у которых отсутствуют рабочие отношения в других местах и которые, по данным департамента, получают доход исключительно со своей фирмы в виде дивидендов.
Может быть, все в порядке
Нормак заметила, что в процессе консультации может выяснится, что дело связано с предприятием, которое владеет ценными бумагами или недвижимостью, где работу закупают у третьих лиц. «Тогда все в порядке, так как человек имеет право использовать доход собственника для личной жизни. В первую очередь нас интересуют те члены правления, которые, образно выражаясь, работают на объекте», - сказала Нормак.
В то же время, по словам Нормак, Налоговый департамент не может никому приказать выплачивать заработную плату по правилам рынка в случае, если у предприятия плохо идут дела. «Если владелец сельского магазина работает продавцом, но оборота нет, то он, возможно, не может выплачивать себе даже минималку, не говоря уже о дивидендах. Мы говорим о тех предприятиях, у которых стабильный денежный поток, с которого они выплачивают дивиденды», - сказал он.
Предприятие с одним человеком в правлении может и дальше выплачивать себе дивиденды, но они не должны заменять заработную плату, которая должна соответствовать рыночным условиям. Какой-либо конкретной формулы вычислить эти условия нет. Учитывать необходимо регион, сектор и ряд других мелких особенностей. Налоговый департамент, в первую очередь, будет учитывать доступные им данные и исследования заработных плат Департамента статистики.
Этот вопрос будет более точно обозначен после обновления закона о налогообложении, когда в регистр трудовой занятости начнут вносить данные как названия должности работника, так и регион, где будет проводиться работа.
Главный юрист юридического отдела Налогово-таможенного департамента Танел Руусмаа выразил надежду, что на весеннем заседании в Рийгикогу этот законопроект будет принят. «В таком случае, изменения в регистре трудовой занятости вступят в силу уже с июля, в худшем случае это передвинется на следующий год», - заметил он.
"Многое зависит от реальных выплат дивидендов, - сказала Нормак. - Если в секторе средняя заработная плата 1500 евро, и человек получает зарплату и дивиденды, которые в сумме за год составляют те самые 1500 в месяц, то это значит, что все эти деньги могли бы быть выплачены и в виде заработной платы".
Прошлая кампания принесла 6,5 миллиона евро
Директор Торгово-промышленной палаты Майт Пальтс
Десять лет этого ждали Важная инициатива. Об этой инструкции говорили уже почти десять лет и теперь она хоть в каком-то виде, но уже имеется. Надеюсь, речь не идет о документе со статистикой, а о инструкции с примерами, где будет понятно, как себя вести в том или ином случае. Понятное дело, что многое, что на первый взгляд может показаться простым, на самом деле не так.
Поэтому действия налогового департамента последние годы приветствуются: людям дается возможность разъяснить свои действия и менять свое поведение, а не сразу начинают наказывать. Но если надо будет наказать, то и с этим справятся. Кампанию налогового департамента против сокрытия трудовых отношений можно считать результативной. Было много фирм, которые осознали и изменили свое поведение. Можно сказать, что в рамках кампании дали, так сказать, мягкими мерами понять, что следует изменить. И это принесло свои плоды. И наоборот, если не осознали и причину обоснованной претензии налоговой не ликвидировали, то шли на место, проверяли и добивались желаемого результата.
По словам Прууль, сейчас ожидания департамента таковы, что предприниматели при расчете заработной платы исходят из оценки активности и вклада в развитие своего бизнеса.
Результаты прошлой кампании настраивают Налоговый департамент на позитивный лад. В тот раз в ходе кампании разъясняли, когда речь идет об оказании услуг, а когда о рабочих отношениях. В 2015 году департамент выявил 1250 фирм, с 40 процентами из которых была проведена беседа. «Тогда главным критерием для нас было то, что предприятие закупало услугу консультирования у членов правления или работников этого самого предприятия. Те, кто были на собеседовании, изменили налоговое поведение своих предприятий», - сказала Прууль.
Результат, по словам департамента, был удивительно позитивный. «Те, кого консультировали, прислушались к нам, подумали и приняли решение», - добавила она. После проведения кампании за последние два с половиной года налога на рабочую силу поступило на 6,5 миллиона больше. По оценке департамента, четверть от этой суммы можно приписать косвенному влиянию - проводимые беседы с фирмами повлияли в том числе и на те фирмы, которые в консультациях не участвовали.
В этот раз будут стучать в дверь семейных фирм
Прошлую кампанию отличало от нынешней два основных момента. Например, услуги консультирования у руководителей своих же фирм закупали скорее фирмы с большим оборотом, чье налоговое поведение проще поменять. Это подтверждает тот факт, что из пятисот консультаций лишь четыре закончились налоговым решением, а в ходе остальных был найден мирный способ урегулирования вопроса.
Во-вторых, Госсуд принял четыре благоприятных для департамента решения, по которым в вопросе дивидендов и зарплат ничего хорошего для микрофирм не было.
«В вопросе сокрытия трудовых отношений у нас были более надежные тылы. Сейчас нам придется создавать прецеденты», - признается Прууль. Если реакция семейных фирм, которые живут на дивиденды, не будет позитивной, то департамент готов начинать налоговое делопроизводство, при необходимости пойти в суд. А создание такого прецедента должно будет способствовать внесению изменений в нынешнее состояние дел.
Со всеми фирмами провести беседу не получится, да и управляющий налогами не сможет помогать собирать налоги. Необходимо добиться общего понимания в обществе, что каждый должен делать свой вклад, считает Прууль.
Наказывать не хотелось бы
По словам Нормак, задним числом никого наказывать не будут, а дадут возможность изменить практику налогового поведения. «Что касается сокрытия трудовых отношений, то мы не проверяли предыдущие периоды и ничего не пытались там менять. Мы начали с 2015 года, и о договорах, заключенных в 2013 году, даже не говорили».
Прууль сказала, что цель Налогового департамента – аккуратно достичь лучшего результата и убедиться в том, чтобы фирмы, меняющие свое налоговое поведение, и в дальнейшем соблюдали эти правила. Ради этого фирмам можно дать время, чтобы привести в порядок свой денежный поток, продумать, каков действительный объем вклада в фирму членов правления.
«Не стоит бояться, что если предприниматель звонит нам и спрашивает совета, то он сразу становится объектом наблюдения налоговой. Наоборот, если мы уверены, что предприниматель понимает правила и вносит необходимые изменения, то больше мы по этим вопросам не вмешиваемся», - добавила она.
Похожие статьи
Все компании, занимающиеся хранением, транспортировкой или обработкой товаров, хорошо знают, какой важной инвестицией является покупка вилочного погрузчика. Правильный выбор погрузчика помогает повысить эффективность работы, усовершенствовать рабочий процесс и повысить безопасность труда. Давайте в этой статье рассмотрим, какие факторы следует учитывать, чтобы принять обоснованное решение о приобретении вилочного погрузчика, а в дополнение ознакомимся с трендами и потенциалом будущего.