• Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    В Латвии думают по-другому

    В Латвии думают по-другомуФото: pixabay

    Мои собеседники в Латвии неохотно высказывали предположения о том, в чём истинная причина ареста Римшевича, проб¬лем банка ABLV и заявлений Гусельникова.

    Частично это объясняется тем, что если сделать неосторожное заявление в пуб­личном пространстве, то рискуешь получить иск (некоторые фигуранты событий любят судиться). Однако и в разговорах «не для печати» собеседники не горели желанием высказывать версии. Фактов и пересказа новостей было много, интерпретации – почти не было.
    В Эстонии на эту тему спекулируют на этой теме гораздо больше. Одна из целей поездки ДВ в Латвию заключалась в том, чтобы подтвердить, опровергнуть или хотя бы пролить свет на некоторые гипотезы, которые мы услышали в нашей стране.
     
    Гипотеза: «Задержание Римшевича - дело рук России»
    Эта версия очень популярна за пределами Латвии, но внутри страны она не вызывает большого интереса.
    21 февраля Министерство обороны Латвии заявило: «На этой неделе против Латвии была развернута масштабная информационная кампания, по внешним признакам похожая на акции, проходившие перед выборами в США, Франции и Германии».
    Подозрения у министерства вызвало массовое распространение фотографии, на которой Римшевич изображён за столом в компании нескольких мужчин. Один из них Дмитрий Пильщиков, который был главой российского Научно-исследовательского института информационных технологий, имеющего отношение к российским военным структурам. Эта компания позже попала под санкции США, сообщает портал Delfi.
    Латвийское Минобороны отметило, что источником операции против Латвии стал твит журналиста Associated Press Карло Пиовано (он сделал нашумевшее интервью с Гусельниковым). «При проверке этой фотографии в базе данных международного фотоагентства Scanpix сделан вывод, что данный снимок размещён там вчера, 19 февраля 2018 года, а не в 2010 году. И разместила его третья сторона».
    В Латвии эту новость восприняли равнодушно. Позднее появление фотографии в базе фотоагентства принято объяснять тем, что раньше она не представляла для Associated Press никакого интереса, а теперь, когда появился новостной повод, агентство решило её выложить.
    «Российский след» латвийцы обсуждают редко. Один из журналистов, как только я произнёс название этой страны, громко рассмеялся и предостерёг: «Если хочешь теорий заговора, то это не ко мне». Нельзя сказать, что латвийцы отрицают возможность влияния «руки Москвы», просто тема им не очень интересна.
     
    Гипотеза: «Это вызовет банковский кризис»
    В Латвии с этим никто не согласен. «То, что сейчас происходит, влияет исключительно на банки, работающие с нерезидентами. На рынке Прибалтики доминируют скандинавские банки, которых происходящее не касается. Страдают только нерезиденты и банки, работающие с ними», - сказал ДВ инвестиционный банкир и партнёр консалтинговой компании Prudentia Гиртс Рунгайнис.
    Того же мнения придерживаются председатель совета Citadele Гунтис Белявскис и заместитель директора Латвийского института внешней политики Карлис Буковскис. По их мнению, проблемы в банковском секторе Латвии испытывают сейчас только «nonresidential banks», которым грозит исчезновение.
    «Они предлагали быстрый, эффективный, безопасный, конфиденциальный и относительно дешёвый перевод денег. С нерезидентами так работать нельзя, т.к. есть риск отмывания денег. С нерезидентами нужно замедляться и делать тщательную проверку, применяя строгие стандарты», - говорит Рунгайнис.
    «Продолжается самоочищение индуст­рии. Все эти рывки, хотя и являются болезненными, приведут к более стабильной индустрии. Если в ней есть слабые звенья, то лучше долго не мурыжить, а взять и сразу всё расчистить. Именно это сейчас и происходит. Вмес­то эволюции случилась небольшая революция», - считает Белявскис.
     
    Гипотеза: «В Латвии был полный бардак, и теперь законы станут строже»
    Большинство собеседников ДВ высказали мнение, что действующих законов Латвии достаточно для обеспечения порядка. Некоторые стандарты и вовсе выше, чем принято в Европейском Союзе.
    «Ассоциация коммерческих банков Латвии внедрила новые требования по саморегуляции. Они даже строже, чем требования регулятора. Например, соблюдение санкций OFAC (это Управление США по контролю за иностранными активами, задачей которого является обеспечение правоприменения санкций – ДВ) для нас обязательно. Европейский союз и ЕЦБ не требуют их исполнения, а лишь рекомендуют. Мы же и мысли не допускаем о том, чтобы их не соблюдать. Принятые меры должны привести нас к совершенно иному качеству IML и Compliance. Они не носят силы закона, но мы работаем над тем, чтобы все члены ассоциации на своих правлениях приняли эти регуляции», - говорит Белявскис.
    «До 2015 года в банках было слишком много капитала, имеющего высокие рис­ки. Под таким термином я подразумеваю некоторые юрисдикции и компании, которые банки обслуживали, не делая достаточного due diligence, - рассказывает Сандра Лиепиня, председатель правления Ассоциации коммерческих банков Латвии. - В 2015-2016 году произошли серьёзные регуляторные изменения. Сегодня мы наблюдаем за тем, как выглядит система после действий регуляторов и штрафов, которые были наложены летом и осенью 2017 года».
    «В октябре 2017 года вступили в силу правила нашей ассоциации по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, а также порядок наложения санкций. Эти стандарты ещё выше, чем стандарты регулятора. В конце февраля мы намерены подвести итоги того, как данные правила соблюдаются», - добавила она.
    «Законов и правил, действующих сейчас, абсолютно достаточно. Проблема в их исполнении. Контролирующим органам (в первую очередь, Комиссии рынка финансов и капитала) не хватает людей, чтобы выявлять случаи нарушений. Я задаюсь вопросом: так получилось случайно или это сделано намеренно?» - рассуждает заместитель директора Латвийс­кого института внешней политики Карлис Буковскис.
     
    Гипотеза: «Имидж Латвии сильно упадёт»
    Скорее, наоборот. «Не каждая страна в Европе может похвастаться тем, что её антикоррупционные структуры не боятся взяться за чиновников высшего звена. Как бы эти события не были неприятны оптически, с практической точки зрения они показывают, что Латвия - демократичная страна, в которой соблюдаются нормы Европейского Союза, а любые подозрения в коррупции влекут за собой строгое наказание», - говорит Белявскис.
    «Об этом говорят и наши партнёры из США. У нас недавно был заместитель Государственного секретаря, который сказал, что видит большой позитив в том, что в Латвии борются за закон и порядок, - добавил банкир. - Citadele на прошлой неделе переговорил со своими главными партнёрами из Citibank и других европейских банков. Они так спокойно смот­рят на эту ситуацию, что даже я удивился. Она для них менее болезненна, чем для меня».
    «Думаю, что эта история нанесёт некий ущерб репутации общественных институтов, но он будет не очень большим. Доверие к центральному банку, которое раньше было очень высоким, сейчас может пошатнуться. Но и выдвинутое обвинение против главы ЦБ вызвало много споров. Кто знает, как эти события будут восприниматься после того, как будет обнародовано больше фактов? При определённых раскладах это дело может доверие к центробанку даже увеличить», - считает экономист латвийского SEB Дайнис Гашпуйтис.
     
    Читайте также
     
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Indexo получила долгожданную банковскую лицензию
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Делов-то: любовь Олега Осиновского и протесты, дроны над Ида-Вирумаа, где Эстонии искать секрет успеха?
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
Почему связь олигарха с Россией воспринимают как гарантию безопасности?
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Красильщик и Поливанов о деньгах и российских эмигрантах: «Люди приезжают в новые места и создают хорошие вещи»
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.