С начала июня банк Polybius, запускаемый молодыми русскими бизнесменами из Эстонии, сумел привлечь 23 миллиона долларов от простых инвесторов со всего мира. При этом фирма не зарегистрирована как кредитное учреждение и в ее руководстве нет специалистов по банковскому делу. Журналисты издания Aripaev побеседовали с одним из основателей криптобанка Виталием Павловым о том, как компания планирует зарабатывать прибыль, кто перечисляет деньги на новый банк и каким образом все это связано с криптосистемами.
- Foto: Инстаграм HashCoins
Кто они – инвесторы, которые перечислили вам деньги на учреждение банка? Из каких они стран и сколько инвестиций приходится в среднем на человека?
Средний инвестор — это образованный молодой человек, у которого есть знания в сфере и которого интересуют новые технологии, в том числе блокчейн, и который испытывает энтузиазм в отношении этих технологий.
У нас есть сторонники по всему миру, в основном в Европе, Азии и Латинской Америке. Средняя сумма инвестиции составляет приблизительно 1000 долларов на человека.
Как планируете добиться прибыли? Чтобы ваши инвесторы остались в прибыли, предприятие должно зарабатывать миллиарды евро. Считаете, что это реально?
У нас есть бизнес-план, который готовился в сотрудничестве с экспертами в области финансов из нашей команды. Общая идея приведена в проспекте и бизнес-плане, которые можно найти на нашем сайте.
Мы бы, конечно, хотели зарабатывать миллиарды евро, но с текущим начальным капиталом без дополнительных этапов финансирования это было бы невозможно. Но чтобы мы были достаточно прибыльными, миллиарды и не нужны. Наша основная задача — создать и запустить современное финансовое учреждение, которое использует новые технологии. Это все происходит в согласии с соответствующими законами. Те, кто нас поддерживают, тоже верят в эту цель.
Что будет с инвесторами и их деньгами, если вы в конечном итоге не учредите банк?
На кону репутация руководства, команды советников и других связанных с проектом людей и фирм. Наша цель — воплотить в жизнь заявленную идею и план. Стоит заметить, что наша краудфандинговая кампания позволяет инвестору передать свое участие третьей стороне.
Когда будете ходатайствовать о разрешении на деятельность у Финансовой инспекции?
Юрисдикция финансового учреждения будет доведена до конца по завершении краудфандинговой кампании. Затем начнется процесс ходатайства о лицензии. Мы выбрали некоторые возможные юрисдикции, и они все находятся на общем европейском рынке. Некоторые из них мы уже опубликовали. Эстония находится ближе к началу списка благодаря конструктивному отношению Финансовой инспекции, с которым мы сталкивались до сегодняшнего дня при общении с ней.
Похоже, вашей команды нет опыта в банковском деле, но у вас есть советники из банковского сектора. Этого будет достаточно? Почему никто из банковского сектора не присоединился к вашей команде?
Мы нашли опытных банкиров, которые присоединятся к нашей команде после окончания краудфандинговой кампании. В данный момент они работают в других финансовых учреждениях, значительная их часть – в международных банках. Так как во всех банках есть внутренние правила в отношении конфликта интересов, они не могут установить официальные отношения с Polybius до окончания текущих трудовых отношений.
За вашей командой стоит фирма HashCoins. На интернет-форумах распространяются обвинения в мошенничестве, и предлагаемое оборудование не поступило. Что вы ответите на эти обвинения?
(Компания HashCoins занималась поставкой оборудования для майнинга и сдачей его в аренду удаленно; майнинг – «добыча» криптовалюты, предоставление вычислительных мощностей своего компьютера для поддержания криптосистемы, за которое майнеру начисляется вознаграждение в битокоинах или другой криптовалюте – прим. ред.).
Мы на форуме сами писали официальные ответы, но для обид у комментаторов находится несколько причин. Мы начали деятельность в 2013 году, тогда импортеров оборудования для майнинга было немного и возникли проблемы с нашими импортерами, из-за чего отправить оборудование было невозможно. Я лично больше года общался с людьми, чтобы предложить компенсации за неполученный товар в равном или большем объеме, нежели они купили. Больше 90% клиентов из тех, кто не получил оборудование, уже получили назад деньги, их договора уже закончены. Некоторые договора еще активны, и некоторые используют облачную систему майнинга. Если кто-то писал комментарии в течение этого года, то мы не продаем оборудование уже больше полугода.
Это сложно доказать, но очень многие люди, которые о нас пишут плохо, ничего у нас не заказывали. Интернет-общение таково, что если кто-то говорит о проблеме, то другие это помнят. Если несколько человек пишут, что не получили оборудование, то другие думают, что мы обманываем людей. Люди, которым мы компенсировали неполученное оборудование, не удалили свои комментарии. Недостаточность положительной обратной связи на форумах можно легко объяснить: в сфере электронной коммерции обычное дело, что клиент начинает писать обратную связь, если он недоволен.
Технология блокчейн задумана для распределенных систем. Если вы хотите стать регулируемым банком, то не избежать централизованного управления. Нет ли концептуальной ошибки в том, что централизованное учреждение будет создано на базе технологии распределенной сети?
Распределенные системы означают в данном контексте принцип работы. Точнее это означает базу данных, которая разделена между очень большим количеством узлов. Это очень безопасный способ хранения данных, так как хакеру пришлось бы проникнуть в больше чем 50% узлов одновременно, чтобы их изменить.
Это полезно клиенту, так как создает очень безопасную среду, а также регулятору, поскольку создает контрольный след, который невозможно изменить.
Polybiusбудет в своих внутренних системах использовать набор децентрализованных решений. Хорошим примером является система управления правами доступа DigitalPass, основанная на технологии блокчейн. Другой пример — главная книга банка, где защищенно хранится история сделок.
В общем, сегодняшняя ситуация показывает, как fintech-промышленность меняет мир. Примечательно, что регуляторы изучают возможности новых технологий, но это процесс, который занимает много времени.
Вам кажется, что людям нужен криптобанк?
Мы понимаем, что слово «криптобанк» может немного запутать. Чтобы избежать непонимания — нашей целью является создание финансового учреждения, которое будет производить расчеты в обычной валюте, например, в евро и долларах, не криптовалютах. Внутренние системы используют криптографические технологии, в основном блокчейн, чтобы оптимизировать обмен данными и другие операции. Именно за счет этих систем мы и делаем свой банк крипто.
Проявляла ли полиция интерес к вашему проекту? Какие объяснения вы ей дали?
Мы хорошо осведомлены о вытекающих из действующего законодательства ограничениях на хранение и обработку данных. Чтобы разъяснить свои идеи и быть уверенными в том, что мы не нарушим ни одного закона, мы ведем постоянный и конструктивный диалог со всеми имеющими отношение властями.
Консалтинговое агентство Ernst&Young утверждает, что не сотрудничало с вами, и хочет, чтобы вы убрали ссылку на них со своего сайта. Как вы это прокомментируете?
В последнее время много внимания рекомендации, которую нам дала EY. Мы рады, что вы об этом спрашиваете. Используем эту возможность, чтобы сказать, что мы сотрудничали с отличными людьми из EY, некоторые из них до сих пор там работают, а некоторые перешли на новые вызовы. Мы всегда открыты для обратной связи и для советов и хотели бы поблагодарить EYза их помощь до сегодняшнего дня. Также надо подчеркнуть, что на данной момент официальной связи между нами и EYнет.
Нашим основным партнером в EY всегда был Даниэль Хауденшильд (DanielHaudenschild), работающий в швейцарском отделе компании. Господин Хауденшильд, ушедший из EY, входит в число наших советников, и мы благодарим его за преданность так же, как благодарим постоянно растущий круг наших соратников. В то же время мы ведем переговоры с несколькими уважаемыми аудиторскими и консультационными фирмами, в том числе и на тему аудита нашей краудфандинговой кампании.
Autor: Кристель Хярма Мярт Белкин
Похожие статьи
Биткоин получил большую поддержку, и его цена может вырасти до $3700, передает банк Goldman Sachs. Об этом сообщает Business Insider.
Стоимость самой известной криптовалюты, Биткоина, с начала текущей недели уже упала на 20 процентов от своих максимальных значений, достигнутых ранее, 12-го июня. Вторая и третья по капитализации криптовалюта “эфир” и “риппл” также падают, а потери “эфира” превысили 25 процентов.
Bitcoin, как и предшествовавшие ему бумажные деньги и золото, - это валюта, позволяющая сторонам обменивать её на материальные ценности. В отличие от предшественников биткоин носит цифровой и децентрализованный характер. Впервые в истории люди могут обменивать материальные ценности без посредников, что влечёт за собой более полный контроль над средствами и более низкие комиссии.
В Украине впервые официально заключили сделку по покупке недвижимости за криптовалюту. Как отмечают в Государственном агентстве по вопросам электронного правительства, это первая в мире электронная трансатлантическая сделка по обмену недвижимости на криптовалюту Etherеum с использованием смарт-контракта блокчейна Etherеum. Сумма сделки в эквиваленте — $60 000. Сопровождала сделку с украинской стороны юридическая фирма «Юскутум», с американской — Velton/Zegelman.
Мало кто сомневался, что бурный рост стоимости криптовалют будет продолжаться долго и без серьезных провалов и разворотов. Акции не каждого успешного стартапа, вышедшего на IPO или наоборот, серьезной компании со стабильным денежным потоком не растут в одном направлении, - а с криптовалютами, с туманным будущим и подавно не могло такое произойти.