Налоговый департамент всё меньше и меньше подаёт в суд и всё чаще и чаще в нём выигрывает.
Процент выигрышных дел в суде Налогово-таможенным департаментом начинает приближаться к 90. И всё чаще ведомство прибегает к тому, чтобы разрешить спор без того, чтобы обратиться в суд.
По словам руководителя отдела НТД по связям с общественностью Райнера Лауритса, за последние годы судебная практика сложилась, и правопримененеме налоговых законов получило большую ясность. К тому же, НТД теперь более активно общается с налогоплательщиками, а декларации носят в том числе и добровольный характер.
Член правления Союза налогоплательщиков Лассе Лехис не исключает варианта, что НТД и вправду задался целью увеличить свой процент побед в судах и отказывается от тех дел ,которые могут данный процент уменьшить. Сам Лехис считает это неправильным, поскольку может случиться так, что в отдельных рисковых делах о мошенничестве НТД не попытает своего счастья, хотя мог бы.
"Если они действительно исходят из этой цели, то для "оптимизаторов" налогов это означает только то, что нужно придумать новую схему, непохожую на предыдущие, в расчёте на то, что НТД не захочет портить свою статистику, предпочитая идти только проверенным путём", - считает он.
Одной из причин, по которой НТД стал меньше обращаться в суд, эксперты считают наступление большей ясности в отношении схемы, которую называют "OU-tamine". Лехис считает, что это может быть индикатором того, что в результате многочисленных споров всё настолько хорошо прояснилось, что во многих ситуациях налогоплательщику уже нет смысла идти в суд, т.к. он уже знает, что в прошлом такие дела выигрывал НТД.
"Возникает всё больше и больше стандартных ситуаций, по которым вынесено решение Государственного суда и все шаблоны уже наработаны", - сказал он.
Эксперт по налогам Ранно Тингас сказал, что от споров по "OU-tamine" часто отказываются, если суммые небольшие или темы неважные. Изменяется и бизнес-среда, в которой всё больше в цене консультации по поводу будущего вместо того, чтобы заниматься проблемами прошлого. Однако по-прежнему хватает споров по фиктивным счетам и расходам, связанным с предпринимательством.
Что я купил: дачу или гостиничный бизнес?
Лехис отметил, что самые знаковые судебные решения касались налогообложения купли-продажи недвижимости и дачных домов, когда по проекту нелья было понять, используется ли этот объект недвижимости для жилья или же в бизнес-целях.
"Правда всплывает тогда, когда в дом вселяются туристы. Однако у НТД просят возврата НСО уже тогда, когда дом только проектируют или строят. То же самое касается и квартир, которые используются в качестве офисов или объектов для размещения", - отметил он.
"Одна из проблем в том, что к тому моменту, как дело доходит до Государственного суда, дом уже построен, и в него вселились туристы, однако в то время ,Когда НТД начислил налог, даже крыша ещё не была готова. Иногда мудрость проявляется задним числом", - добавил Лехис.
Второй проблемой является по его словам то, как правильно пересчитывать налог, если он начислен неверно. Например, если вернули НСО, и после этого выяснилось, что этого делать было не надо. "Все эти перерасчёты - вещь сложная", - констатировал Лехис.
"Если ты проиграл в суде, то можешь ещё спастись. Если позже обстоятельства изменятся, то можно сделать полный или частичный перерасчёт налога. Это важный вопрос для многих налогоплательщиков. Если мы говорим о недвижимости или ещё более крупных инвестициях, то очевидно, что обстоятельства со временем меняются. И не может быть так, что ты однажды не смог доказать свою точку зрения НТД, и теперь 20 лет будешь платить неправильный налог", - заключил он