Министерство социальных дел готовит реформу родительской зарплаты, цель которой - вернуть свежеиспечённых родителей на рынок труда, который сейчас испытывает нехватку рабочей силы. Эти изменения могут вылиться в дополнительные расходы для работодателя.
Что происходит?
В июне на круг согласований будет отправлена первая часть законопроектов, касающихся крупномасштабной реформы родительской зарплаты. Реформа призвана решить проблему длительного отсутствия на рынке труда родителей маленьких детей, которые и хотели бы работать, но в рамках существующей системы для них это экономически нецелесообразно.
Также реформой хотят сгладить разницу зарплат мужчин и женщин, создав больше возможностей брать родительский отпуск именно отцам. Весной Европейская комиссия подчеркнула в своем раборте, что для уменьшения гендерного неравенства в зарплатах, Эстония должна изменить и сделать более гибкой систему родительских отпусков и родительских зарплат.
Главное новшество - возможность получать 18-месячную родительскую зарплату на протяжении более длительного времени – эти выплаты можно будет растянуть даже на три года. Родители смогут временно приостановить выплаты и выйти на работу без того, чтобы пострадала родительская зарплата. Однако, по словам экономиста Банка Эстонии Орсоли Соосаар, если работодателю придется все три года находиться в состоянии готовности принять на работу находящегося в родительском отпуске работника, а потом вновь отпустить его в отпуск, то такая реформа очень дорого обойдётся работодателю.
По мнению Соосаар, выходить на работу родителям маленьких детей мешает, скорее, отсутствие недорогих услуг по уходу за ребёнком, а эту проблему реформа родительской зарплаты, увы, не решает. Как сказала Соосар, по закону, самоуправления обязаны предоставлять услуги по уходу для детей начиная с полутора лет, но в реальности мест в детских садах для детей от полутора до трёх лет зачастую просто нет. «А это существенно ограничивает использование новых гибких возможностей системы родительской зарплаты», – сказала Соосаар.
Соосар: систему перерасчета родительской зарплаты нужно изменить
Соосаар подчеркнула, что в Эстонии трудится 74% женщин в возрасте от 25 до 39 лет, тогда как средний показатель по Европейскому Союзу – 79%. В основном, причина не выхода на рынок труда кроется именно в необходимости ухаживать за детьми. «Долгое отсутствие на рынке труда затратно и для семьи, и для предприятия, и для государства, особенно при дефиците в экономике рабочей силы», – сказала она.
И хотя по нынешним правилам получая родительскую зарплату, разрешено работать, с каждого заработанного евро из неё вычитается около 50 центов. «Это всё равно, что прибавить к обычной ставке подоходного налога ещё 50%. Понятно, что если, начиная с 430 евро, с каждого заработанного евро на руках остаётся всего 40 центов, то, в сущности, работать не имеет смысла», – разъяснила Соосаар. Поэтому Соосар одобрят план реформы, по которому родительскую зарплату не будут трогать до тех пор, пока дополнительный заработок не превысит среднюю по Эстонии зарплату в полтора раза. «Это значительно уменьшит налоговую нагрузку заработка в размере 430 -1500 евро и выведет на рынок труда больше рабочих рук, в которых так нуждаются эстонские предприятия», – сказала Соосаар.
При этом налоговая ставка по-прежнему остаётся очень высокой у тех, кто зарабатывает больше 1500 евро в месяц. Особенно, если учесть, что в промежутке от 1200 до 2100 евро, согласно новой системе налогообложения, уменьшится и необлагаемый налогом минимум. «Если же родительскую зарплату вообще не трогать при любом заработке, то получателем её будет всегда оформляться тот родитель, заработок которого выше – независимо от того, как будет решён вопрос с уходом за ребёнком», – сказала Соосаар.
Опасение Соосаар, что готовящаяся реформа может оказаться головной болью для работодателя, разделяет и советник юстиции Пийя Зиммерманн из Центрального союза работодателей Эстонии. Она подчеркнула, что поскольку расходы на найм действительно могут вырасти, важным становится достаточный срок предуведомления о том, когда работник планирует остаться дома или когда собирается вернуться на работу.
Петерсон: детей нужно отдавать в садик с года
В апреле этого года совместное заявление против гендерного неравноправия в сфере зарплат сделали Центр по правам человека, Женский научно-исследовательский центр, Ассоциация женщин-предпринимателей, Центральный союз профсоюзов и уполномоченный по гендерному равноправию и равному обращению. В заявлении затронуты два момента, связанные с темой родительской зарплаты: длительность отцовского отпуска и недостаточное количество мест в детских учреждениях.
Глава Центрального союза профсоюзов Пеэп Петерсон пояснил, что, по мнению союза, государство должно смелее подходить к вопросу длительности отцовского отпуска. «Привлечение отцов к выходу в родительский отпуск должно быть амбициознее. Однако мы видим, что в ближайшие пять лет система не изменится настолько, чтобы отцы использовали треть всего периода выплаты родительской зарплаты вместо одного месяца отпуска», – сказал он.
Петерсон добавил, что хотя у профсоюзов нет официальной информации на этот счет, по крайней мере, в Харьюмаа и Таллинне с нехваткой мест в детских садах почти справились. Проблема в другом – туда не принимают детей младше полутора лет. «Мы предлагаем снизить возрастной порог до года», – сказал Петерсон. А это значит, что дополнительные места по-прежнему будут нужны, причём, решая эту проблему, нельзя не учитывать, что они должны быть в правильно выбранных местах – чтобы родители не тратили ни время, ни деньги на то, чтобы отвести или забрать ребёнка с другого конца города.
«Мы горячо приветствуем реформу родительской зарплаты, её надо довести до конца», – сказал Петерсон и добавил, что если предложения Союза будут учтены, то реформа окажется намного лучше, чем планируемая. «Вопрос мест в детских садах очень важен, и эту задачу надо решать в совокупности с реформой родительской зарплаты», – отметил он.
Praxis: сроки предуведомления о выходе на работу могут увеличить
Аналитик отдела трудовой и социальной жизниPraxis Хелен Бийн считает, что озабоченность предпринимателей хоть и понятна, но напрасна. Например, и сейчас у родителей есть возможность меняться ролями и на законном основании сообщать об этом своему работодателю всего за две недели. Бийн добавила, что интересы работодателя, а именно необходимость планировать трудовой процесс, учтёны в ходе обсуждений изменений в законе о родительской зарплате. Не исключено, что сроки предуведомления о выходе или уходе в родительский отпуск будут увеличены. Возможно, также ограничат количество раз, когда родители смогут меняться отпусками.
Бийн рассказала, что Praxis проанализировал запущенную пять лет назад систему родительского отпуска и родительской зарплаты. По ходу анализа выяснилось, что представители работников и работодателей единодушны во мнении, что существующая система слишком неповоротлива и не отвечает потребностям ни одной из сторон. Этот анализ лег в основу разрабатываемой реформы родительской зарплаты. В анализе были озвучены предложения, по которым необходимо значительно поднять границу дохода, начиная с которой будут уменьшать родительскую зарплату. «Это обеспечит родителям, которые этого хотят и могут себе позволить, лучшую возможность не отстать от рабочей жизни, пока они воспитывают детей, – подчеркнула Бийн. – Думаю, что родителям следует доверять, ведь именно они лучшие эксперты в устройстве жизни своей семьи, в нахождении равновесия между возможностями и потребностями – своими и ребёнка».
Похожие статьи
Юрист-консультант Трудовой инспекции Леонид Синявский объясняет, при каких обстоятельствах можно прервать или отложить отпуск.