Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Сор из избы

    Фото: Andras Kralla

    Станет ли Арво Сарапуу после расследования прокуратуры следующим осуждённым или выяснится, что связанные с ним предприятия не пользовались преимуществами политического влияния семьи Сарапуу – покажет ближайшее будущее. Несколько недель в прессе громыхает скандал вокруг организации сбора и утилизации мусора в Таллинне.

    Закон о противодействии коррупции

    § 11. Ограничения на действия

    (1) Должностному лицу запрещено принимать решение или осуществлять деяние, если:

    1) решение касается самого должностнoго лица или связанного с ним лица;

    2) должностное лицо осведомлено об экономическом интересе собст­венном или связанного с ним лица, который влияет на принятие решения или действие;3) должностному лицу известно об опасности коррупции.

    § 7. Связанное лицо

    (1) В значении настоящего закона связанным лицом является:

    1) супруг должностного лица, дед или бабка, родитель должностного лица или его супруга, а также родст­венник должностного лица по нисходящей линии, в том числе ребёнок или внук должностного лица. Родителем в значении настоящего закона считается также усыновитель, супруг родителя, усыновлённый или ребёнок супруга;

    2) юридическое лицо, в котором как минимум 1/10 участия или прав на приобретение участия принадлежит должностному лицу самому или связанному с ним лицу;

    3) юридическое лицо, членом органа управления или контроля которого является должностное лицо само или лицо, упомянутое в р. 1 и 4 настоящей статьи;

    4) лицо, которое с должностным лицом связывает ведение общего хозяйства, а также иное лицо, чья деятельность или чьё состояние существенно и непосредственно влия­ет на должностное лицо вне его должностных обязанностей, или на которое существенно и непосредственно влияет само должностное лицо, которое подчиняется распоряжениям последнего, действует в его интересах или за его счёт.

    СМИ установили, что вице-мэр Таллинна Арво Сарапуу (Центристская партия), который в мэрии курирует организацию вывоза мусора, через своего зятя и других лиц может получать личную выгоду. Так ли это - установит прокуратура, которая начала проверку. Собственник и председатель совета Atko Grupp AS Арво Сарапуу, он же вице-мэр Таллинна, заявил, что откажется от коммерческой деятельности, чтобы «избежать обвинений и спекуляций». На прошлой неделе газета Aripaev написала, что Сарапуу, который отвечает в мэрии Таллинна за организацию вывоза мусора, связан с фирмой OU Baltic Waste Management.
    Оная в последние годы по непонятным причинам выиг­рывает тендеры на оказание городу услуг по вывозу мусора, не имея не только активов и техники, но даже не имея в некоторых случаях соответствующей лицензии на деятельность. В частнос­ти, в Нымме компания работала без лицензии. Также газета Eesti Ekspress утверждает, что в её распоряжении есть информация, подтверждающая связи между Сарапуу, его зятем Марго Томингасом, который возглавляет бизнес-группу Сарапуу ATKO, и руководством OU Baltic Waste Management (BWM). По данным газет, в начале 2000-х годов владелец BWM Кайдо Лаанъярв работал в Департаменте устойчивого развития и планирования Таллинна, где его начальником был Томингас. После регистрации BWM в октябре 2014 г. именно эта компания стала постоянно побеждать на столичных тендерах, даже если не предлагала самую низкую цену.
    Так, в Ласнамяэ и Нымме самую низкую цену предложило предприятие AS Keskonnateenused, которое работает на эстонском рынке уже 20 лет, но победителем всё равно было признано BWM. Издание утверждает, что делами BWM занимается именно зять Сарапуу Томингас. В сделках также участвует Тийна Росс, сделавшая карьеру в фирмах Сарапуу. Мусоровозы BWM хранятся и обслуживаются на территории автобусной компании Сарапуу ATKO. Никакой связи нет!Вице-мэр отверг предположения о своей связи с BWM. ДВ задали горуправе уточняющие вопросы относительно этой ситуации. Мы хотели знать, что конкретно сделает горуправа для того, чтобы подобные случаи не повторялись? Не известно пока, была ли коррупционная составляющая, но подозрения весомые.
    ДВ спросили у горуправы, а также у членов других партий, как следует понимать обещание «я ухожу из бизнеса»? Общественность должна это принять как гарантию, если бизнес формально перейдёт сыну? Как избежать подобных подозрений?
    Арво Сарапуу ответил ДВ: «То, что я ухожу из бизнеса, означает, что я подаю в отставку с поста председателя совета ATKO Grupp и остальных предприятий концерна. Я больше не участвую никаким образом в предпринимательстве, а сосредоточусь на деятельности в горуправе и в работе партии. Моя отставка с постов председателя совета нужна для избежания дальнейших спекуляций. Такие выдуманные злонамеренные обвинения, к сожалению, невозможно предвидеть, поэтому такое мое решение требуется для прояснения ситуации».
    О превентивных действиях ответа Сарапуу не дал.
    (Ответы других политиков см. в комментариях). Пресс-секретарь Госпрокуратуры Кристина Костина сообщила, что прокуратура проверит детали и будет действовать в соответствии с законом.
    Не первая история про тендеры
    Отстранённый от должности из-за коррупционных обвинений экс-мэр Кохтла-Ярве и бывший член Центристской партии Евгений Соловьёв стал исполнительным директором свалки в Уйкала, принадлежащей бизнесмену Николаю Осипенко. Осипенко проходил по одному с Соловьёвым уголовному делу и освобождён от ответственности по болезни. В прошлом году Вируский уездный суд признал мэра Кохтла-Ярве Евгения Соловьёва виновным в присвоении городского имущества, в нарушении честной конкуренции, в подделке документов и злоупотреблении служебным положением, приговорив его к пяти годам лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком. Проходивший по тому же делу бывший вице-мэр Кохтла-Ярве Юри Колло был признан виновным в подделке документов. Они были осуждены за коррупционные отношения с бизнесменом Николаем Осипенко. Фирмы Осипенко с помощью Соловьёва получали выгодные контракты на оказание коммунальных услуг с несколькими самоуправлениями в Ида-Вирумаа.
    Ситуация с мусором требует аудита
    Ситуация с мусором требует аудита Ынне Пиллак зам, председателя фракции Партии реформ в горсобрании
    Управление Таллинном подтверждает старую истину о том, что абсолютная власть неизменно развращает. Подозрения по поводу деятельности вице-мэра Арво Сарапуу – очередной тому пример. Так нельзя. Очень важно, чтобы материалы об организации сбора и вывоза мусора в столице были бы в открытом доступе и их можно было бы изучить. Также необходимо, чтобы на основании этих материа­лов был бы проведён аудит. В ходе аудита следует установить, имеется ли частный бизнес-интерес вице-мера в данном вопросе городского управления мусоросбором и насколько существенный этот интерес.
    Свою оценку полученным результатам аудита должны дать правоохранительные органы.Вот эта ситуация, когда после обнаружения некорректного поведения вице-мэра происходят попытки это всё замять – это обычная схема поведения для Арво Сарапуу. Точно также происходило, когда на деньги таллиннских налогоплательщиков напечатали плакаты, призывавшие ныммесцев на открытие стадиона Хийу.
    Позднее Сарапуу признал, что ошибся, и вернул деньги за плакаты в бюджет. Теперь он пытается замять ситуацию, утверждая, что якобы передаёт бизнес сыну, а сам сосредоточится на политике. Но это так не работает! Наличие конфликта интересов очевидно, и в таком случае с «передачей» сыну он не решится никак. Решения уже приняты, и их принял Сарапуу, находясь на должности вице-мэра, члена горуправы, руководящего сферой организации вывоза отходов.
    Таллиннцы должны узнать, принимал ли он при этом решения в этом вопросе в своих интересах или нет. Если подозрения в отношении Сарпапуу подтвердятся, то вице-мэр нарушил Закон о противодействии коррупции и никак не может оставаться на своей должности.
    Вице-мэр мог бы делегировать полномочия
    Райнер Вакра депутат Ригикогу от СДП
    Более 10 лет закон об отходах возлагает на самоуп­равления обязанность организовывать вывоз отходов, но столичная власть до сих пор не удосужилась (или не захотела) выполнить закон. Вместо этого создали городской Центр отходов, главное достижение которого - посреднические услуги при заключении договоров на вывоз отходов с полочной фирмой, у которой даже лицензии на деятельность нет. Это такая же глупость, как если бы город платил за доставку детей в школу на автобусе водителю, у которого нет водительских прав.
    Руководители города постоянно нападали на специализированные компании, занятые в сфере вывоза отходов, говорили о необходимости муниципализировать «мусорную отрасль», взять её под полный контроль города. Система, применяемая в Таллинне, не поддаётся здравому смыслу и логике рынка.
    По существу, скрыто установили налог на вывоз отходов, который управа произвольным образом распределяет среди «своих». Что нужно сделать, чтобы такого не было? В первую очередь, при заключении договоров на вывоз мусора нужно оговаривать, что все договоры являются открытыми и доступными общественности. Налогоплательщик имеет право получать всестороннюю информацию о денежных обязательствах самоуправления и об условиях, их сопровождающих. Только так можно добиться прозрачности хозяйственной работы городских властей.
    Во-вторых, есть подозрения в том, что в Таллиннском департаменте окружающей среды сложились коррупционные отношения. Эти подозрения очень серьёзные. Личный интерес вице-мэра, контролирующего сферу вывоза отходов слишком велики. Если всё это препятствует защите интересов горожан, честному выбору лучшего предприятия для вывоза мусора, то нужно, чтобы упомянутый вице-мэр делегировал свои полномочия Коммунальному департаменту. В сложившихся условиях Департамент определённо будет способен лучше обеспечить нейт­ральность, корректность и прозрачность при организации вывоза отходов.
    Autor: Анастасия Тидо
  • Самое читаемое
Статьи по теме
Все статьи по теме

TextMagic о миллионных убытках: опасения по поводу ухода с биржи слишком драматичны
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Хотя убытки TextMagic, котирующейся на альтернативном рынке Таллиннской биржи First North, достигают десятков миллионов евро, руководство фирмы утверждает, что не планирует дилистинг.
Фондовый управляющий: вернется ли Euribor к 0%?
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Сегодняшние прогнозы говорят о том, что инфляция в еврозоне находится под контролем и что шестимесячная процентная ставка по евро, которая в октябре достигла пика почти в 4,2%, продолжит снижаться. Однако мы вряд ли увидим, да и не должны увидеть, что Euribor вернется к 0%, пишет управляющая фондами Swedbank Investeerimisfondid AS Катрин Рахе.
Эстонец из Петербурга строит с супругой ресторан высокой кухни в Силламяэ
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.
Дом 1949 года постройки на улице Каяка в Силламяэ, рядом с морем, много лет был заброшен, а сейчас выделяется среди других свежей краской. Супруги Герман и Ирина Венгервельд создают здесь отель и ресторан высокой кухни. «Мы заточены не только на жителей Силламяэ», – говорят они.