Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Белоруссия эстонцев не балует

    Фото: Unsplash

    По данным газеты Aripaev, в Белоруссии действует пять эстонских предпринимателей и компаний, имеющих в общей сложности девять дочерних фирм.

    Проблемы с сырьём привели в Белоруссии к банкротствуРайво Сейнперепроизводитель берёзового пиломатериа­ла, бывший исполнительный директор обанкротившейся компании OU Estobir

    Компания Estobir действовала в Белоруссии с 2003 по 2008 год. У нас там была лесопилка, занимавшаяся распиловкой берёзы. В своё время компания Estobir получала из Белоруссии каждый месяц более 1000 плотных кубометров берёзовых балок. Тогда мы решили инвестировать в Белоруссию.В Белоруссии рынок сырья регулируется государством. Поскольку в приказном порядке нам сказали, что сырьё нужно продавать местным государственным предприятием, мы, как принадлежащая иностранцам частная фирма, остались без сырья. Возникли проблемы, и мы ушли из Белоруссии. Действовавшая в Кехтна, Рапламаа, компания Estobir обанкротилась во многом благодаря проблемам в Белоруссии (банкротство Estobir было объявлено в июле 2009 года – прим. ред.).

    Первый секретарь посольства Эстонии в Белоруссии Свен Суур­саар не смог дополнить список. «Вы перечислили все компании, о которых знает консульство», - отметил Суурсаар. На вопрос о распаде Клуба эстонс­ких бизнесменов он ответил, что не знает причин этого. «Лично я не присутствовал ни на одном собрании, поскольку они прекратились ещё до того, как я приехал в Минск в апреле 2015 года», - уточнил он.
    Можно предположить, что деятельность клуба затихла, потому что не было больше тех, кто бы собирался. Несколько предпринимателей, действующих до сих пор в Белоруссии, подчерк­нули, что экономическая среда в стране значительно отличается от того, к чему предприниматели привыкли в Эстонии. В Белоруссии очень много бюрократии и государственного регулирования. И в стране не говорят о политике. В то же время, белорусы очень хорошо относятся к эстонским бизнесменам, считая их корректными и надёжными партнёрами.
     

    Калле Каземаа, отправившийся восемь лет назад в Белоруссию на работу, осел там, создал семью, основал фирму. «На дворе был кризис, работы в Эстонии не хватало, а у меня в лизинг была приобретена лесная техника, - поделился Каземаа воспоми­нания­ми. – Я думал поехать в Белоруссию или Францию. В Белоруссию я приехал со своим лесорубом». Через год, в 2009 году он создал в Белоруссии лесозаготовительную фирму ИОО «Лесной Союз-Бел». Фирма действует в Витебском райо­не. Она приобрела два лесоруба и один форвардер. В лесу работает шесть человек. В прошлом году Каземаа запустил небольшую лесопилку, которая занимается распиловкой хвойных пиломатериалов. Для этого он приобрёл ангар площадью 900 кв. м и привёз оборудование из Литвы. Лесопилка «Лесной Союз-Бел» находится в непосредственной близости от «Витебской лесопилки», принадлежащей бывшим владельцам Sylvester. Сейчас на лесопилке Каземаа работает десять человек.«Я сотрудничаю с «Витебс­кой лесопилкой», - отметил Каземаа. – Закупаю у них брёвна, которые они сами не могут распилить, а пиломатериал продаю им обратно». В Белоруссии Каземаа нашёл супругу, и недавно у них родился ребёнок. Каземаа сказал, что он полностью адаптировался к жизни на чужбине. «Менталитет здесь другой, но я начинаю его уже считать нормальным, - пояснил он. – Несколько моих знакомых приезжали в Белоруссию на лесозаготовку, но никто не остался. Если ты хочешь здесь чего-то добиться, то должен всё делать и контролировать сам».

    Нижнее бельё Silvano видят все
    Самая известная эстонская компания, действующая в Белоруссии, это Silvano Fashion Group (SFG), которая с 2006 года связана с производителем женского белья «Милавицей». Сейчас у SFG в Белоруссии пять дочерних фирм, 57 магазинов и девять франшизных точек. 
    «С учётом того, что Milavitsa является хорошо известным в Белоруссии брендом и лидером на рынке женского белья, население хорошо относится к данной товарной марке, - отметила член правления SFG Кати Кузьмин. – В то же время, это означает постоянное внимание и попытки конкурентов потеснить позиции на рынке». По данным Кузьмин, в местной валюте, т.е. белорусских рублях, рост продаж SFG за девять месяцев составил 7,5%. Учитывая, что за тот же период вся розничная продажа в Белоруссии выросла на 3,1%, мы можем гордиться результатом», - добавила она. Дольше всех, 15 лет, в Белоруссии действует Пирет Зиммерманн. Её компании OperaPrima Holding принадлежит 80% могилёвского производителя бетона «БетонКомплекс». Зиммерманн отказалась комментировать свой бизнес в Белоруссии. Из хозяйственного отчёта OperaPrima Holding следует, что, кроме производства бетона, компания занимается в Белоруссии также продажей станков и бетономешалок.Крупнейшая в Белоруссии лесопилка «Витебская лесопилка» принадлежит AS Woodbakers, собственниками которой, в свою очередь, являются бывшие акционеры Sylvester во главе с бывшим коммерческим директором Sylvester Кайдо Йыэлехтом. В прошлом году лесопилка произвела 85 000 м3 пиломатериалов. В этом году планируется превысить объём в 100 000 м3. Значительная часть продукции идёт на экспорт, материал более низкого качества продаётся на белорусском рынке.
    Запрет на конкуренцию 
    привёл в Белоруссию По словам члена правления Woodbakers Руно Руубеля, причина создания 13 лет назад бывшими акционерами Sylvester лесопилки в Белоруссии, прозаична. Купивший Sylvester скандинавский концерн Stora Enso Timber вписал в договоре купли-продажи запрет на конкуренцию, в соответствии с которым бывшие акционеры Sylvester не имели права в течение определённого количества лет заниматься распиловкой хвойных деревьев в Эстонии и странах Балтии. «Мы пребывали в определённой эйфории, ведь до этого все проекты Sylvester были успешными, - отметил Руубел. – Мы посчитали, что сможем и в Белоруссии с лёгкостью запустить лесопилку, но процесс оказался трудным. Всего у нас ушло на это десять лет». В качестве основной причины Руубел привёл то, что они долгое время не могли найти подходящих людей, которые могли бы возглавить производство. «Мы сменили довольно много руководителей, пока нашли тех, кто думает как мы. Разница в культурах заметна». Руубел рассказал, что в первые годы, когда «Витебская лесопилка» была в убытке, государство постоянно присылало чиновников для проверки бухгалтерии. «Им казалось подозрительным, что предприятие убыточно, а его не закрывают», - улыбнулся Руубел. В соответствии с хозяйственным отчётом Woodbakers за прошлый год, на белорусской лесопилке работало 129 человек, консолидированный оборот был 14,3 млн. евро и прибыль - 1,2 млн. евро. Семь лет назад харьюмааская компания OU Brenstol приобрела мажоритарное участие в расположенной в Брестс­кой области фирме «Маурино», которая производит пиломатериал. «Белорусскую лесопилку мы купили с целью снижения сырьевого риска. Также это повышает оперативность – мы можем производить пиломатериал того размера, который нам нужен на данный момент. Лесопилка покрывает 5-10% наших потребностей, - отметил исполнительный директор Brenstol Урмо Ильвес. – Мы приложили много усилий, чтобы она себя окупала. Общая экономическая среда в Белоруссии отличается от того, к чему мы привыкли в Эстонии, как на уровне государства, так и на уровне подрядчиков». В Эстонии можно найти фирмы, у которых нет «дочек» в Белоруссии, но есть надёжные белорусские партнёры. Например, по словам исполнительного директора занимающейся обработкой лиственного пиломатериала компании Genetrade Wood Baltic Андреса Хоопа, Белоруссией они заинтересовались, когда искали поставщиков сырья. «Мы сотрудничаем уже больше года, - пояснил Хооп. – Партнёра нашли довольно легко».
     
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Число клиентов Netflix выросло на 9 млн человек, но акции все равно упали
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Число подписчиков Netflix в первом квартале почти вдвое превысило прогноз аналитиков, но акции на вторичном рынке все равно снизились.
Экономист: отели и рестораны еще не оправились от спада
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Разговоры о том, как дорого стало обедать на работе или ужинать в ресторане, наверняка не редкость при встрече с друзьями в офисном кафе или на отдыхе. Однако реальная картина показывает, что уровень цен в ресторанах, а также, например, в отелях вырос меньше, чем домашние расходы, пишет главный экономист Luminor Ленно Уускюла.
Михаил Крутихин: администрация Байдена не хочет ограничивать экспорт российской нефти
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
Администрация нынешнего президента США Джо Байдена опасается вводить новые санкции против российской нефти, чтобы не допустить роста цен на американских заправках в преддверии американских выборов, сказал в интервью ДВ партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.