Рута Арумяэ, проработавшая экономическим советником премьер-министра Таави Рыйваса 4 месяца (именно столько предполагал договор), опубликовала откровенное мнение о том, как на самом деле делается экономическая политика страны. «Экономическая политика государства проводится с помощью таблиц Excel, которые считают расходы и доходы. Никто не анализирует широкие последствия этих шагов», - написала она в Postimees, раскритиковав как закостеневший публичный сектор в целом, так и решение о повышении акцизов в частности.
По ее словам, работа советником хороша тем, что можно много путешествовать и в зарубежных поездках слушать хвалебные слова в адрес Эстонии. «Особенно мне нравилось ездить выступать. Все это было очень приятно, и все это могло бы продолжаться. Если бы приближалась к пенсионному возрасту, возможно, я бы так и сделала. Однако сейчас я хочу продолжать давать людям дополнительную ценность. Дополнительная ценность, которую подразумевает работа советника, для меня слишком мала.»
Несмотря на то, что должность Арумяэ называлась «советник», за 4 месяца совета у Арумяэ премьер-министр так и не спросил. «Госсектор полон догм, которые не менялись с 2003 года, когда я последний раз в нем работала. С помощью них государством управляют до сих пор. Я пошла в госсектор для того, чтобы сделать что-то инновационное. На мой взгляд, политика «уверенно вперед» себя давно исчерпала, и многие вещи теперь нужно делать иначе, чем до сих пор». Однако новые идеи – табу в госсекторе, отметила она. «Удивительно, как все в унисон повторяют все те же песни, кем-то когда-то выдуманные».
По словам Арумяэ, за границей ей часто приходилось говорить о том, почему надо инвестировать в Эстонию. Однако причины, которые ей предлагалось заявлять, не менялись с 2003 года. «Новых аргументов, однако, не появилось, поскольку по всеобщему мнению у нас все настолько хорошо, что ничего не надо делать». Реальных вещей, которые в последнее время сделали политики, и которые можно было бы прорекламировать заграницей, по мнению Арумяэ, нет. «Взбивать пену без реального продукта, в который я сама бы верила – не мой конек», - написала она.
В опубликованном мнении Арумяэ высказала несколько «бесплатных советов» для госсектора.
«Советником министра может быть каждый. Для этого нужно лишь публично выражать мнение. Премьер-министр, например, больше смотрит на экран своего смартфона, чем на своего советника».
«Я полностью поддерживаю идею, что в госсекторе нужно провести государственную реформу. Начать можно с, например, упразднения места советника премьер-министра. За четыре месяца никто из госсектора не проявил интерес к макроэкономическим показателям Эстонии.»
Кроме того, в госсекторе производят много информации, которую зачем-то скрывают от частного сектора. По мнению Арумяэ, ей можно было бы поделиться – все равно в публичном секторе ей никто особенно не пользуется.
Пытаться покрыть все предвыборные обещания повышением акциза на топливо – очень плохая идея, написала Арумяэ.
«Грустный факт заключается в том, что экономической политикой страны управляют с помощью таблиц Excel, складывая расходы и доходы. Никто не анализирует более широкие последствия этих шагов, и давно уже нет цели, в сторону которой можно было бы шагать, имея целостную картину. Утрируя, можно сказать, что главная идеология всей нашей экономической политики – сбалансированный бюджет. Слишком просто, неправда ли? С помощью налогов пытаются свести соотношение расходов и доходов к нулю, и никого не интересует, какие последствия для структуры экономики это несет». Арумяэ посоветовала при принятии государственных решений опираться на более широкий анализ, а не на табличку расходов и доходов, изготовленную министерством финансов.
Кроме того, при принятии решений относительно экономики, Эстония ориентируется лишь на индексы. «Международные индексы, как мы в них выглядим. При этом к сведению берут только те, где мы выглядим хорошо». Однако нужно говорить и о тех областях, в которых мы отстаем, и обсуждать, как улучшить ситуацию, отмечает Арумяэ.
«Если единственная идея для решения этих проблем – повышение налогов, выдуманное во время коалиционных переговоров, то это не стратегия, а популизм и топтание на месте. Это как мочиться в штаны – сначала тепло и хорошо, потом холодно и мокро. Единственный рейтинг, который мы покорим, повышая цену на топливо, это рейтинг цен на топливо.»
Налоги на причинение вреда, например, на алкоголь, табак или сладкое – это нормально. Конечно, топливо наносит вред с точки зрения природы, однако оно занимает слишком важное место в современной экономике как один из компонентов производства, заключила Арумяэ.
Сейчас Арумяэ работает независимым аналитиком.
Похожие статьи
Крупный предприниматель и бывший премьер-министр Тийт Вяхи считает, что в Эстонии нет ни экономической, ни финансовой политики.
Эстония – одна из тех немногих недалёких стран, которая не собирает денег с крупных международных корпораций, считает вице-президент EKRE Мартин Хелме.
Коалиционный договор новой эстонской власти, совершенно аморальный и бессмысленный, уверен Олег Осиновский, глава Skinest Trans AS и Spacecom AS. "Договор построен на том, чтобы продолжать грабить свой народ".
Компания Liviko заявила, что будет больше работать в Латвии, если акциз на алкоголь и табак повысят в следующем году. Премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас не советует бизнесу переводить бизнес в Латвию, т.к. налоги платятся в той стране, где товар потребляется. А в Эстонии все еще много пьют, отметил премьер.
Резкое повышение акциза на моторное топливо, запланированное ради выполнения предвыборных обещаний, вернёт Эстонию во времена мутных налоговых схем на топливном рынке.