Внимание! Эта статья была опубликована более 5 лет назад и относится к цифровому архиву издания. Издание не обновляет архивированное содержание, поэтому, возможно, вам стоит ознакомиться с более свежими источниками.

    Еще раз о слежке со стороны НТД

    Канцлер юстиции ИНдрек ТедерФото: Andras Kralla

    На прошлой неделе общественность бурно обсуждала деятельность Налогово-таможенного департамента (НТД) в связи с проверкой служебных автомобилей, припаркованных перед спортклубом. В числе прочего развернулись дискуссии о том, всегда ли обоснована деятельность налоговых чиновников при выполнении своих должностных обязанностей, не превышают ли они границ дозволенного и какова должна быть компетенция НТД при выполнении розыскных действий.

    В центре полемики оказался также канцлер юстиции. Выраженная им в январском письме министрам юстиции, финансов и внутренних дел точка зрения в части розыскной компетенции НТД вызвала у общественности разные мнения, в числе прочего неверное представление о том, что канцлер права пытается выторговать для НТД дополнительные права для осуществления розыскной деятельности. Ниже я разъясню цель письма и аргументы, опираясь на которые я посоветовал министрам взвесить изменение розыскной компетенции НТД.
    В первую очередь хотелось бы отметить, что розыскную деятельность НТД имеет право осуществлять только в рамках уголовного производства, при расследовании серьёзных преступлений. Таким образом, НТД ни сейчас, ни в будущем не будет иметь права осуществления розыскных действий в ходе налогового производства, в которое входит также упомянутый случай проверки целевого использования служебных автомобилей.
    То есть, другими словами, людям, которые не совершали преступления и не планируют его совершить, нечего бояться, что НТД будет проводить в их отношении розыскную деятельность.
    Исходя из права самостоятельного осуществления розыскных действий, организации, осуществляющие розыскные действия, можно условно разделить на три группы. Департамент полиции безо­пасности (KаПо) и Департамент полиции и погранохраны (ДПП) в рамках своей компетенции имеют право осуществлять любые предусмотренные законом розыскные действия.
    Тюрьмы и отделение тюрем Министерства юстиции могут самостоятельно осуществлять все розыскные действия, за исключением имитации преступления и использования агента полиции.
    НТД (как и Военная полиция) относится к третьей группе, которая не имеет права самостоятельно скрыто прослушивать и просматривать информацию, просматривать почтовые отправления, имитировать преступление и использовать агента полиции. Это не означает, что НТД не может использовать эти меры для сбора доказательств в рамках своего уголовного производства. Просто в соответствии с действующим законом он должен ходатайствовать осуществление этих розыскных действий у KаПо и ДПП.
    В ходе контрольного рейда в Налогово-таможенный департамент канцлер юстиции выяснил, что, в соответствии с действующей практикой, по ходатайству прокуратуры суд для сбора доказательств может выдать НТД разрешение на скрытый просмотр почтовых отправлений, скрытое прослушивание и просматривание информации, а также на имитацию преступления. Разрешение передаётся ДПП или KаПо для проведения действий, но фактически, например, прослушивание информации осуществляется чиновниками НТД.
    ДПП и KаПо выполняют запись прослушиваемой информации и передают её НТД. Также действия, связанные с просмотром и заменой почтового отправления, а также с имитацией преступления подготавливает и проводит НТД, привлечение полиции, скорее, вытекающая из закона необходимость.
    В задачу канцлера юстиции входит анализ предложений в части работы госучреждений. Передавая в январе министрам информацию о наибо­лее существенных наблюдениях, которые были сделаны в ходе контрольных рейдов в организации, осуществляющие розыскную деятельность, в числе прочего я передал тщательно проанализированное предложение взвесить изменение компетенции НТД при осуществлении розыскной деятельности.
    При этом я хочу подчеркнуть, что предоставление права на самостоятельное осуществление розыскных действий не дало бы НТД каких-либо дополнительных розыскных прав, поскольку, как уже было сказано, действующее законодательство и сейчас позволяет НТД собирать доказательства в рамках уголовного дела, в числе прочего в ходе проведения розыскных действий, требующих санкции суда.
    Более того, любое учреждение, осуществляющее розыскную деятельность, может делать это только в связи с преступлением, которое находится в компетенции этого учреждения.
    Одной из целей деятельности канцлера юстиции является поиск баланса между оправданной розыскной деятельностью и защищаемыми ею ценностями (говоря о НТД, такими ценностями является, несомненно, защита общества от незаконной экономической деятельности, в том числе предотвращение контрабандных перевозок) и основными правами отдельных лиц, которые нарушаются в ходе розыскной деятельности.
    Исходя из Основного закона, для того чтобы судья, выдавая разрешение на осуществление розыскной деятельности, более всего нарушающей основные права человека, смог взвесить пропорциональность этих действий, ему необходимо предоставить объяснения, почему невозможно или намного сложнее получить данные другим путём и перевешивают ли характер и тяжесть преступления основные права человека.
    В ходе контрольного рейда я убедился в том, что НТД ходатайствует об осуществлении скрытого просмотра почтовых отправлений, скрытого прослушивания и просматривания информации, а также имитации преступления только в рамках уголовных дел, связанных с налоговым мошенничеством в крупных размерах и обнаружением контрабанды (наркотиков).
    И в завершение. Передача Налогово-таможенному департаменту права на самостоятельное осуществление вышеуказанных розыскных действий не окажет непосредственного влияния на основные права человека.
    По сути, для человека нет разницы, чиновник какой организации, например, скрыто просматривает его почтовые отправления.
    Зато, по моей оценке, это улучшило бы ситуацию с точки зрения защиты основных прав: возникла бы конкретная ответственность, уменьшились бы риски ненадлежащего использования деликатной розыскной информации и пр. Именно этого, а не какой-либо иной цели я добивался своей рекомендацией.
    Индрек Тедер,
    канцлер юстиции
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Крупный венгерский банк хочет купить Luminor
Самый крупный кредитор Венгрии, OTP Bank Nyrt, сделал необязывающее предложение о покупке банка Luminor, который принадлежит американской инвестиционной фирме Blackstone, сообщает Bloomberg.
Самый крупный кредитор Венгрии, OTP Bank Nyrt, сделал необязывающее предложение о покупке банка Luminor, который принадлежит американской инвестиционной фирме Blackstone, сообщает Bloomberg.
Тоомас Кихо: могут ли Нымме или Ласнамяэ отделиться от Таллинна?
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Горуправа Таллинна неизбежно должна думать о всей стране, пишет главный редактор журнала Akadeemia Тоомас Кихо в ответ на опрос лидеров общественного мнения от Äripäev.
Президент Bolt: писать для чиновников законопроекты – нормально
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.
Нет ничего необычного в том, чтобы составить для чиновников текст законопроекта – чиновникам надо помогать, сказал в интервью Äripäev президент Bolt Евгений Кабанов, который занимается лоббированием интересов компании перед эстонскими и европейскими властями.