Эстония игнорирует капитал собственного населения

    Биржевой редактор ДВ Дмитрий Фефилов

    Государственный долг Эстонии продолжает увеличиваться, и его обслуживание дорожает. В то же время сбережения населения страны продолжают расти, но хранятся на банковских депозитах, которые не всегда предлагают хорошую доходность. Кажется, государство упускает неплохую возможность для привлечения заемного капитала, лишая в том числе и собственное население хорошей возможности для инвестирования, считает биржевой редактор ДВ Дмитрий Фефилов.

    Эстонская экономика сейчас переживает своеобразный идеальный шторм: ВВП страны сокращается второй год подряд, бюджет в ближайшие годы будет дефицитным, инфляция хоть и снижается, но остается на высоком уровне, впереди повышение налогов и рост госдолга. Вдобавок к этому рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный суверенный рейтинг Эстонии с уровня AA- на одну ступень до уровня A+, что, по информации Министерства финансов, может увеличить стоимость восполнения дефицита.
    Если же посмотреть на финансовое положение эстонских домохозяйств, то никаких намеков на кризис и тем более шторм тут нет. По данным Банка Эстонии, с конца прошлого года сбережения домохозяйств увеличились с 11,92 млрд до 12,03 млрд евро в первом квартале этого года. А это почти треть ВВП страны!
    Напрашивается вывод
    Несомненно, увеличение налогов можно отчасти внести в список Остапа Бендера о сравнительно честных способах отъема денег у населения. Однако есть куда более интересное предложение для всех участников процесса.
    Увеличение сбережений ведет к росту банковских депозитов, где почти все свои сбережения местные домохозяйства и хранят. Благодаря росту Euribor и процентным ставкам по банковским вкладам, доля срочных вкладов за этот год резко увеличилась за счет сокращения вкладов до востребования. Это значит, что под хороший процент при низких рисках люди готовы вкладывать свои сбережения.
    Сегодня банки предлагают по срочным вкладам в среднем около 4% годовых. Coop Pank недавно предлагал даже 5%, однако то была разовая акция, которая закончилась в конце июня. Как правило, такие ставки банки фиксируют для клиентов на 12 месяцев. Coop, правда, в виде очередного исключения предлагал 5-процентную ставку зафиксировать аж на 17 месяцев. И тем не менее, столь щедрые предложения как правило имеют короткий срок действия.
    С другой стороны, Эстония планирует увеличивать свой госдолг, обслуживание которого из-за роста ставок и экономической ситуации уже подорожало. В июне Министерство финансов увеличило эмиссию 10-летних гособлигаций и привлекло 500 миллионов под 3,618%. В октябре прошлого года в рамках этой же эмиссии процент по займу составлял 4%. С учетом понижения рейтинга Эстонии Fitch не исключено, что стоимость заимствования снова вырастет до 4% или даже превысит этот порог.
    Смею предположить, что если бы эстонское правительство предложило населению те же самые государственные облигации под 3,5-4%, но не на 1 год, а на 5-10 лет, то это вызвало бы интерес у местных домохозяйств и не только.
    Например, в начале лета Италия организовала первую серию специальной эмиссии гособлигаций BTP Valore для ритейл-инвесторов. Облигации сроком на 4 года в первые два года будут приносить своим владельцам 3,25%, два последних года – по 4%. В ходе этой эмиссии население Италии инвестировало в госдолг 18 млрд евро, и это в стране, чей рейтинг Fitch оценивает ниже эстонского (в Италии он на уровне BBB), а госдолг по отношению к ВВП один из самых высоких не только в ЕС, но и в мире – в прошлом году он составлял почти 145%.
    В Эстонии на бирже уже есть так называемые «народные акции». В свое время большой интерес у населения вызвала эмиссия госкомпании Tallinna Sadam, а недавно и другое госпредприятие Enefit Green удачно разместило свои «народные акции». Так что слово «государственный» на местном рынке автоматически переводится как «народный». Уверен, что спрос на «народные облигации» в нынешних условиях есть и в Эстонии, ведь срочные вклады по банковским депозитам с начала года выросли более чем на 1 млрд евро не просто так.
    Низкие риски
    Несомненно, в отличие от банковских вкладов, госдолг имеет инвестиционный риск. Банковские вклады гарантируют вкладчикам сумму до 100 тысяч евро, но все, что выше этого предела, тоже имеет дополнительные риски. Госдолг, с другой стороны, не дает никаких гарантий, однако даже новый рейтинг от Fitch A+ говорит о низкой вероятности дефолта и сохраняет эстонский госдолг в инвестиционной категории, ведь несмотря на рост задолженности, ее уровень по отношению к ВВП страны по-прежнему на самом низком уровне в ЕС (в прошлом году соотношение составляло 18,4%).
    К тому же, не будем забывать, что даже акции госпредприятий, которые пользуются спросом у розничных инвесторов, - более рискованный инструмент, чем облигации, тем более государственные, тем более эстонские.
    Разумеется, привлечь несколько сот миллионов евро куда сложнее, чем несколько десятков миллионов, как это успешно делали госпредприятия на Таллиннской бирже. Однако гособлигации можно предлагать населению, например, несколькими сериями. Более того, эмиссию не обязательно ограничивать исключительно розничными инвесторами. Интерес к эстонскому госдолгу наверняка проявят и юридические лица, в том числе пенсионные фонды. При необходимости предложение можно будет расширить до всего балтийского региона.
    Риск процентных ставок можно нивелировать
    Для обеих сторон такой сделки есть и другие риски. В конце концов, речь об инвестиционном продукте. Если Европейский центральный банк продолжит повышать ставки, то эстонское государство окажется в более выгодном положении, чем его население, которое вынуждено будет ждать периода погашения гособлигаций со ставкой 3,5-4% вместо того, чтобы вложить их под более высокий процент. С другой стороны, что хорошо для государства – хорошо и для его населения.
    Но существует вероятность и обратной ситуации, при которой ЕЦБ начнет снижать ставки, от чего выиграют инвесторы. При этом государство не обязательно окажется в менее выгодном положении, так как занимать ему бы все равно пришлось, просто кредиторами стали бы какие-нибудь зарубежные институциональные структуры. Да и тут работает то же самое правило, пусть и в обратном порядке: что хорошо для населения – хорошо для государства.
    В любом случае, проблему волатильности ставок можно в некоторой степени сгладить свободной торговлей гособлигациями на бирже, что позволит покупать и продавать госдолг в любой момент. К слову, это сделает бумаги еще привлекательнее в сравнении с банковскими депозитами, которые имеют жесткие правила преждевременного разрыва договора.
    Более того, если облигации будут на бирже, то ими можно будет торговать через систему инвестиционного счета и PIK (пенсионный инвестиционный счет). А если подоходный налог по купонам гособлигаций не будет удерживаться автоматически, то это позволит частным розничным инвесторам использовать и налоговую льготу. Однозначно, это куда интереснее банковских депозитов.
    Возможностям нет предела
    Можно фантазировать и о дополнительных плюсах, которые повлечет за собой такая эмиссия гособлигаций для населения Эстонии. Помимо надежного и долгосрочного вложения своих денег, больше людей может заинтересоваться темой инвестирования и вывести свои деньги на местный рынок капитала, начать откладывать через гособлигации на пенсию или детям на будущее. Важно, что в этом случае интерес будет продиктован не спекулятивными настроениями, как было в 2021 году, а государственной инициативой через самый консервативный инструмент на рынке.
    Я бы не стал переживать, что облигации могут составить конкуренцию пенсионным фондам. Скорее, наоборот – они могут стать альтернативой для тех, кто по тем или иным причинам вышел из фондов и не имеет накопительной пенсии. Тем более, пенсионную систему делают привлекательной в первую очередь ее налоговые льготы, которые таковыми и останутся даже в случае выхода на рынок гособлигаций.
    С другой стороны, государственные облигации могут предлагать другие льготы. Например, если упростить систему наследования гособлигаций, – скажем, ввести определенный безналоговый лимит при их наследовании, – то это может стать интересной возможностью для тех, кому есть что оставить своим будущим поколениям.
    Но даже если оставить в стороне потенциальные возможности и плюсы такой эмиссии, выход государства на розничный рынок с гособлигациями сегодня кажется абсолютно логичным шагом.
    Уровень интереса к инвестициям среди розничных инвесторов в Эстонии за последние годы рос быстрыми темпами. На то указывают цифры Таллиннской биржи, частота IPO на местном рынке, количество участников на инвестиционных мероприятиях Äripäev, появление финансовых блогеров, передач и подкастов, книг и т.д.
    На фоне всего этого возникает закономерный вопрос – зачем сегодня, когда государство привлекает подорожавший капитал на зарубежных рынках, игнорировать местное население, у которого есть не только интерес к инвестициям, но и деньги для этого?
  • Самое читаемое
Статьи по теме

Indexo получила долгожданную банковскую лицензию
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Европейский центральный банк принял решение выдать банковскую лицензию IDX1R, «дочке» латвийской компании по управлению пенсионными фондами Indexo, которая будет переименована в Indexo Bank.
Делов-то: любовь Олега Осиновского и протесты, дроны над Ида-Вирумаа, где Эстонии искать секрет успеха?
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
В очередном выпуске подкаста «Делов-то» журналисты «Деловых ведомостей» говорят о протестах в Грузии, планируемой в Эстонии конфискации российских активов, а заодно и о том, где на третий год кризиса стране искать новый секрет конкурентоспособности.
Почему связь олигарха с Россией воспринимают как гарантию безопасности?
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Политический кризис в Грузии еще раз показывает, что важно трезво оценивать мощь России, предусмотрительно дистанцируясь от ее денег, товаров и пропаганды. Но и переоценивать ее, заранее себя запугивая, не стоит. Визит министра иностранных дел Эстонии Маргуса Цахкна вряд ли укрепит протестующих в Тбилиси, но может помочь сделать выводы Таллинну.
Красильщик и Поливанов о деньгах и российских эмигрантах: «Люди приезжают в новые места и создают хорошие вещи»
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.
Илья Красильщик и Александр Поливанов уверяют, что ничего не понимают в деньгах – и именно благодаря этому стали ведущими одних из самых популярных подкастов о личных финансах на русском языке «Деньги пришли» и «Два по цене одного». О новой волне российской эмиграции, корпоративной Москве, журналистских стартапах в условиях войны и советах от Алексея Навального с ними побеседовали ДВ.