На минувшей неделе внимание СМИ было приковано к бывшим руководителям компании HKScan Теэту Соорму и Мати Туви, которым было предъявлено подозрение в присвоении и отмывании средств на миллионы евро. Интересно, что спутницей жизни Теэта Соорма является министр экономики и инфраструктуры Кадри Симсон.
Разумеется, в обществе возникла дилемма: речь о явном конфликте интересов и министр должна уйти в отставку, либо дело касается личной жизни, которая никак не влияет на работу Симсон. Но вот вопрос – так ли не влияет?
Первым свою поддержку министру и коллеге по партии выразил премьер-министр Эстонии Юри Ратас, заявив, что Симсон всегда выполняла свою работу профессионально, и её безосновательная привязка к по-дозрению Соорма стала бы нападением посредством личной жизни, что по своей сути подло и противоре-чит принципам политической культуры.
Коалиционный партнёр Ратаса, министр здоровья и труда Евгений Осиновский сообщил, что правительство не в восторге от подозрений, предъявленных Соорму, и было бы разумно получить комментарий от самой Симсон. Собственно, комментарий не заставил себя долго ждать. И он получился вполне в духе женщины, сражающейся с ударом судьбы: «Если надо будет выбирать между работой и семьёй, то я выберу семью!»
С одной стороны, вспоминается пресловутое «карьера не пожелает доброго утра», и тогда стоить отдать должное министру за эмоциональную и во всех смыслах человечную поддержку своего близкого. Но с другой – пост министра экономики предполагает, что человек, занимающий столь солидную должность, тщательно следит за своим окружением, чтобы у оппозиции не было иного повода придраться, кроме как профессионального.
Интересно, что Юрген Лиги, который в прошлом нелицеприятно высказывался и в адрес Симсон, повёл себя как джентльмен, заявив, мол, «руки прочь от министра, она могла быть не в курсе дел своего мужчины». Тем не менее, если в ходе следствия прокуратура решит, что Симсон могла рассказать полуправду, либо соврать, то тогда есть все основания для её отставки.
Не помогает разобраться в этой истории и новость о том, что год назад, во время коалиционных переговоров, Центристская партия под руководством Кадри Симсон и Сирет Котка-Репински требовала для поддержки местных свиноводов пять миллионов евро, но в итоге удалось договориться о двух. Позже одним из крупнейших получателей денег стало предприятие, связанное с Теэтом Соормом. Когда выяснилось, что у Симсон мог быть конфликт интересов, партия заявляет, что переговоры вела, в основном, Сирет Котка-Репински. По словам той, поддержка свиноводов – практический шаг, и экономика требовала оперативной поддержки государства.
Понятно, что сами Соорм и Туви заявили о своей полной невиновности, сообщив, что все сделки были задокументированы и совершались с одобрений собственников, и что предъявленные прокуратурой обвинения – манипуляция правосудием со стороны нынешнего руководства HKScan. ДВ не берутся утверждать, что это вполне может быть правдой, так как прерогатива прокуратуры выяснять, как было на самом деле. Однако, не исключено, что у представителей эстонского бизнеса возникнут сомнения в объективности министра экономики в той или иной сфере, ведь переговоры по поводу спора вокруг дела Соорма и Туви вполне могут привести к внесудебному соглашению, а осадочек, как говорится, останется.
Вся эта ситуация с министром невольно напоминает древнеримскую историю про жену Цезаря. Ежегодно в доме одного из высших сановников совершался праздник в честь «Доброй богини», на который допускались только женщины. В один из годов, когда гостий принимала Помпея – жена Юлия Цезаря, в дом проник мужчина, переодевшись в женщину. Он был разоблачён, обвинён в святотатстве и привлечён к суду. Этой случай был крайне неприятен для Цезаря по двум причинам. Во-первых, он, будучи главным понтификом, со-ответственно, верховным жрецом, должен был следить за чистотой культа. Во-вторых, это случилось в доме его жены. Формально, она была ни в чём не виновата и стала жертвой обмана, но могли проявиться слухи: случайно ли мужчина проник в дом Помпеи, следила ли она за соблюдением обряда и т.п. В итоге, Цезарь с женой развёлся.
На суде не было высказано никаких претензий к бывшей жене Цезаря, но судья не мог не озвучить один вопрос – почему же тот всё-таки развёлся с Помпеей? Цезарь, если верить работе древнегреческого историка Плутарха, ответил:«Жена Цезаря должна быть вне подозрений». Иными словами, спутник жизни женщины, занимающей пост министра экономики, должен быть настолько безупречным, чтобы у общественности не возникло даже малейшего повода подозревать его в чём-то незаконном.
Autor: ДВ: передовица
Похожие статьи
Оппозиционная Партия реформ планирует организовать вотум недоверия министру экономики и инфраструктуры Кадри Симсон (Центристская партия) в связи с ее участием в распределении субсидий свиноводам, одним из крупных получателей которых стало предприятие ее спутника жизни Теэта Соорма. По словам Кадри Симсон, распространенные в СМИ утверждения являются ложными, и Соорм в действительности не получал эту субсидию.